На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Семинария

3 подписчика

Свежие комментарии

ДИССЕРНЕТ-2

Преамбула

С  января 2013 года в научной сфере  России  активно действует Вольное сетевое сообщество «Диссернет». Его эксперты (профессиональные учёные, журналисты, гражданские активисты, волонтёры)  активно выявляют случаи грубого, преднамеренного нарушения установленных законом правил аттестации научных работников, а также правил и регламентов присуждения учёных степеней.Пока – что, экспертизы «Диссернета» кандидатских и докторских диссертаций,  в основном, нацелены на обнаружение в них  плагиата - недобросовестного заимствования текстов из научных работ других авторов.  Для этих нужд  применяются специальные программно-ориентированные   методики, позволяющие выявлять скрытые цепочки сети по производству «липовых» диссертаций. И всё-таки, «Диссернет-1» ( назовём его условно так) – это речной бредень, годный для поверхностной ловли одиночных рыб и  дающий случайные результаты. Для вылова глубоководных рыбин  следует применять  «Диссернет-2» - своеобразный аналог дрифтерной оснастки, которой можно захватить  внутренние  атрибуты  диссертационных защит  — диссертационные советы, руководители, оппоненты, прокураторы, родственники  соискателей учёных степеней. Однако, на практике, там где такой метод порой проявляется, часто  ограничиваются лишь накоплением базы данных множества экспертиз кандидатских и докторских работ. Возможно, что  их действенному  анализу  и обнародованию  полученных результатов  препятствуют организационные и психологические трудности. Они  обычно  связаны с исследованием докторских  диссертаций, в частности защищённых известными политическими                         и общественными деятелями, депутатами ГосДумы, членами СовФеда, губернаторами субъектов РФ, высокопоставленными чиновниками исполнительной власти,  руководителями крупных предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений.

Исходя из концепции «Диссернет-2»  рассмотрим некоторые случаи защиты докторских диссертаций. Начнём издалека – с  первых лет  становления новой постсоветской России. Чем  они потенциально интересны?   

В 1992-1995гг. в стране произошёл развал высшей школы и науки. Подготовка научных кадров  во всех отраслях знаний катастрофически сократилась. В этот период число защит убавилось кандидатских   диссертаций -  в 2,5 раза, докторских - почти в 1,6 раза.[http://webcache. googleusercontent. com/search?q =cache; https:// news.ycombinator.com/item?id=4033738].  В ту пору  диссертационные  советы изнывали от безделья, две трети из них закрыли или слили  с другими близкопрофильными. Оставшиеся советы ( в основном  при крупных вузах и ведущих НИИ), дабы уцелеть, готовы были устроить обсуждение докторских диссертаций даже  тех лиц, которые прежде и не помышляли  об этом. Тогда,  в такую  лагуну  ради  карьеры, престижа и повышения личного благосостояния наряду с  младшими сотрудниками НИИ и преподавателями вузов устремились госчиновники, политики и бизнесмены.

Ниже проводятся авторские версии  обстоятельств официальных защит  трёх  диссертаций, по  которым соискателям были присвоены учёные степени докторов экономических наук. Что их подвигало к  обладанию  этими блескучими  мушериями? Возможно, одних претендентов возбуждал азарт альпиниста, гонящий  подняться на пик очередной  горной вершины. Надо полагать, другие номинанты  действовали по наитию кулинара, составляющего новый рецепт приготовления известного блюда.

УПРАВЛЕНЕЦ                                                                                 

Паскачев Асламбек  Боклуевич, 1948г. рождения. В 1971г. окончил Ростовский институт народного хозяйства по специальности «экономист». В 1971-1974 гг. работал старшим экономистом Госплана Чечено-Ингушской АССР. В 1977–1983гг. -  зам. генерального директора, главный экономист объединения «Чеченингушплодовощхоз». В 1983-1990гг.- первый заместитель председателя Госплана Чечено-Ингушской АССР, в 1990-1992гг. - первый секретарь Шалинского РК КПСС ЧИАССР, народный депутат, член Президиума Верховного Совета ЧИАССР. В 1983–1990гг.- первый заместитель председателя Госплана Чечено-Ингушской АССР. 
Известно, что  кандидатскую диссертацию на защиту Асламбек Паскачев никогда не представлял. Учёную степень доктора экономических наук  он получил при любопытных обстоятельствах.  

Асламбек Паскачев, будучи заметным партийно-советским функционером  Чечено-Ингушетии, в 1991-1993гг. по федеральной квоте повышал квалификацию в Академии народного хозяйства  при Правительстве Российской Федерации. Там же после окончания срока обучения ему, будто  бы за написанную выпускную  работу ,присвоили учёную степень доктора экономических наук по специальности 08.00.05 (экономика, планирование, организация управления народным хозяйством ). Возможно, такое положение имело место. Говорят, начиная с 1989г.  в АНХ  действовал негласный порядок – прошедшим в ней переподготовку  руководителям федеральных и региональных органов   власти  присваивали учёные степени докторов наук  с выдачей дипломов установленного образца.                                          

Судя по автореферату, являясь  аспирантом  (докторантом) кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма» АНХ,  Асламбек Паскачев подготовил  письменную работу на тему «Вхождение региона  в рынок (экономические  и методологические проблемы)».  В ней изложен комплекс аналитических  проблем  Чечено-Ингушской Республики, связанных с либерализацией цен и институциональными  преобразованиями в период перехода к рыночной экономике. Основное внимание уделено статистическим исследованиям  и  практическим рекомендациям:   по использованию трудовых ресурсов, обеспечению  сбалансированности  материальных межотраслевых связей, инициированию инновационных процессов, развитию повсеместной предпринимательской деятельности, формированию  всесторонней рыночной инфраструктуры, повышению уровня жизни  населения ЧИР (в том числе, устранению резкого расслоения  категорий граждан по доходам, жилью, имуществу). Были соблюдены все формальные атрибуты  защиты выпускной работы Паскачева. Её автореферат ( 46 стр.)  в установленном порядке 17.03 1993г. разослан официальным организациям и заинтересованным лицам. Из чего следует заключить, что чистовой  текст самой работы  был  готов  к концу 1992г. Она  рассмотрена 27.04.1993г. на заседании специализированного совета по присуждению учёной степени  доктора экономических наук в АНХ  при Правительстве РФ (Москва, проспект Вернадского, 82).Имелись отзывы трёх официальных оппонентов- докторов экономических наук и ведущей организации(Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка – sic!?). Докторская  работа Асламбека Паскачева, как  и аналогичные  письменные труды  других спецвыпускников АНХ, хранится  в  закрытом  режиме  и ,следовательно, находится в ограниченном  научном обороте. По этой причине на неё нет ссылок  в общедоступных работах  исследователей и соискателей учёных титулов.

Где и как  А.Б.Паскачев применил  приобретенную  степень доктора наук по  общей экономике? Довелось проследить дальнейший творческий  путь новоосвященного учёного.

Начиная с 1992г. на российском Северном Кавказе  нарастало  обострение политической обстановки, на отдельных  территориях региона возникали вооружённые конфликты. Возможно, по этой причине Асламбек Паскачев, получив докторский  диплом, остался в Москве. До 1997г.   он пребывал  в должности профессора кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма АНХ.

Затем А.Б. Паскачева трудоустроили в федеральное налоговое ведомство. Здесь  в 1997-2001гг.  он   вначале  поработал  зам. начальника одного из управлений ГНС России, потом служил на трёх руководящих административных должностях в МНС России/ФНС России. Видимо, как непрофильного специалиста, его перемещали с одного места на другое: начальник Управления учёта, отчётности и анализа налоговых поступлений, начальник Управления по работе с крупнейшими налогоплательщиками, руководитель  Департамента экономического анализа  и планирования налоговых поступлений. При очередной внутриведомственной реорганизации МНС/ФНС  России в декабре 2002г. он был назначен директором только что созданного  Государственного  научно-исследовательского института развития налоговой системы (ГНИИ РНС), которым руководил до 2009г.                                                                                                                                          

Думается, что по случаю ставший доктором наук  по общей экономике Асламбек Паскачев, многие  годы находившийся на  руководящих должностях в федеральных  органах  налогового администрирования, не сильно продвинулся  в  освоении науки о налогах   и налогообложении. Ведь директор мебельной фабрики     не обязательно может быть  мастером- краснодеревщиком.

После обретения докторской степени первой самостоятельной публикацией  Асламбека Паскачева по налоговой тематике была монография «Налоговый потенциал экономики России». (М.: Изд-во «МЕЛАП», 2001.-текст 238с., приложение 162 с.).Согласно  аннотации книги, она не является научным изданием и адресована широкому кругу читателей: преподавателям и студентам экономических вузов и факультетов, работникам налоговых органов, а также предпринимателям и  специалистам, занимающимся практическими вопросами налогообложения. Примечательно, что  в тексте аннотации  автор   благодарит «сотрудников департамента экономического анализа и планирования налоговых поступлений МНС  России за неоценимую помощь, оказанную при написании книги».  В дальнейшем дэн Асламбек Паскачев  был более известен  как соавтор многостраничного  справочного издания  « Большой толковый словарь налоговых терминов  и норм» (Составители   А. Б. Паскачев,  В. А. Кашин, М. Р. Бобоев; Под ред. Г. И. Букаева.- М.:Гелиос АРВ, 2002.- 776с.).

В последние годы  в анкетных данных и пресс-релизах Асламбека Паскачева указывается, что он является президентом негосударственного Московского налогового института, зам.председателя совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГНИИ РСН,  а также главным редактором ведомственного журнала «Налоговая политика и практика». Он часто выступает официальным оппонентом  на защитах  диссертаций  соискателей докторской степени по специальности 08.00.10 (финансы, денежное обращение и кредит). Короче говоря, в жизни  А.Б.Паскачева наличие докторской  степени по экономике и управлению  народным  хозяйством служит надёжным подспорьем.  

 ПОЛИТЭКОНОМ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Лыкова  Людмила Никитична – учёный сугубо политэкономического профиля. Научных успехов добилась с молодых лет. Родилась в 1961г. Окончила экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова в 1983г.   по специальности «экономист, преподаватель политической экономии». Училась в аспирантуре кафедры социально-экономических проблем экономического факультета МГУ. В  1987г. Лыковой присуждена степень кандидата экономических наук по специальности ВАК 08.00.01(политическая экономия).                                                                                                                                     

В 1993г. на заседании специализированого совета Института экономики РАН Людмила Лыкова защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук на тему «Бюджетно-налоговые механизмы в становлении рынка» ( специальность  08.00.01, политическая экономия ).                     

В факте  появления и защиты  данной диссертационной работы чувствуется некий подвох. Ко времени её написания не имелось теоретического и экспериментального материала для научного исследования и обобщения указанной  темы. До 1991г. в СССР  не было рыночной экономики и соответствующей  ей налоговой системы. В постсоветской России лишь в конце 1991г.- конце 1993г. Верховный Совет  и Президент  РСФСР приняли законодательные акты  об  основах бюджетного процесса и бюджетного устройства в Российской Федерации, об  основах налоговой системы РФ, а также  по конкретным видам налоговых платежей (НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы и другие). В тот  период времени в  многочисленных экономических публикациях  российские авторы излагали ( преимущественно в популярной форме)  почерпнутый из переводных зарубежных изданий опыт бюджетной  федерализации и  организации налогообложения  в иностранных  государствах  с рыночной экономикой. В специальных  финансовых изданиях России (журналы, газеты, пресс-релизы)  ведущее  место занимала конъюнктурная  критика правоприменительной практики  только что  введенных в  действие финансово- налоговых  законоположений.

Отметим, что в  научной библиотеке диссертаций и авторефератов  Российской государственной  библиотеки (РГБ)  сведений о наличии автореферата  и самой докторской диссертации  Л.Н. Лыковой  нет. По этой причине не удалось установить  фамилии официальных оппонентов  и название ведущей оппонирующей организации по данной научной работе.

Из общедоступных источников удалось выявить некоторые дополнительные сведения о научной деятельности  дэн Л.Н.Лыковой. В 1993г. она  работала в должности профессора  на кафедре социально-экономических проблем МГУ, с 2000г. трудится  в Институте  экономики РАН   в должности «главный научный сотрудник»  Центра современной политической экономии. Основные направления научных разработок Людмилы Лыковой  - финансовые аспекты политической экономии, вопросы теории и практики налогообложения и налоговых систем, теории финансовых рынков, проблемы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Эти  научные исследования зиждятся на  праволиберальных  экономических теориях, в частности  отстаивающих  интересы крупного бизнеса. Примечательный факт. Региональный  общественный фонд  содействия отечественной науки  (учредители и спонсоры российские миллиардеры  Роман Абрамович, Олег  Дерипаска, Александр Мамут)  в рамках  благотворительной программы « Лучшие экономисты РАН» присудил Людмиле Лыковой грант с весомой долларовой суммой на ведение ею  исследовательских работ в 2002/2003 гг. Возможно, при  этой материальной поддержке  грантополучатель  Л.Н.Лыкова  тогда  подготовила и опубликовала две монографии: «Налоговая система государства федеративного типа: опыт Канады»(.М., ИЭ РАН, 2002,14,5 п.л. )   и «Долговая политика регионов. Российская практика и мировые тенденции». (В соавторстве  с Крыловой Н.Б. и Чебановой А.Б.; М., Наука, 2003г., 18,6 п.л.).

По анкетным данным, в июне 2007г. приказом Рособрнадзора дэн Людмила Лыкова утверждена  в ученом звании «профессор» по кафедре социально-экономических проблем МГУ.  С тех пор  постоянно трудясь в  должности главного научного сотрудника  ИЭ РАН,  она по совместительству работает в должности профессора  на факультете «Налоги и налогообложение»  Финансового  университета при Правительстве Российской Федерации, где  преподаёт курс «Налоговые системы зарубежных стран»,  и на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова, на котором  читает курс «Налоги налогообложение». Научно аттестованная политэкономом  Л.Н.Лыкова   в течении многих лет является  членом  советов по защите докторских диссертаций по специальности 08.00.10 ( финансы,  денежное обращение и кредит) в Институте экономики РАН,  РЭУ им. Г.В.Плеханова  и Финансовом университете при Правительстве РФ.

Итак, приобретенная наскоком в начале смутных  1990-х годов учёная степень доктора политэкономии  уже долгое время направляет  жизненный путь Людмилы Лыковой.

БУХГАЛТЕР

Шнейдман   Леонид   Зиновьевич, родился в1961 г., в г. Москве. В 1983г. окончил Московский финансовый институт по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».Распределился в Научно-исследовательский финансовый институт  Минфина СССР на должность экономиста. В 1984г. перешёл в аппарат союзного Минфина, где 7 лет  проработал  в Управлении методологии бухгалтерского учета и отчетности, последовательно поднимаясь по служебным ступеням: главный бухгалтер-эксперт, ведущий эксперт, главный эксперт, заместитель начальника управления. В 1991г., во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте  Леонид Шнейдман  защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Формы бухгалтерского учета  и моделирование их развития» (специальность 08.00.12). В связи  с распадом СССР конце 1991г. деятельность союзного Минфина  была  прекращена. Во вновь  созданном Министерстве финансов РФ Шнейдман не стал работать. С 1992г. по май 2004 г. он трудился  в российском отделении голландской  аудиторской и консультационной фирмы «Pricewaterhouse Coopers» (PwC-Аудит). Здесь заметно продвинулся по службе - старший менеджер, директор программ, partber (партнёр,компаньон) фирмы. С 1998г. Шнейдман возглавлял отдел методологии бухучёта и аудита компании. Надо сказать, что  РМС-Аудит в начале 2000-х годов являлась официальным аудитором  пресловутой российской нефтяной компании  «ЮКОС»  и, как было установлено российским судом, составляла «липовые»  акты проверок  её деятельности для налоговых органов РФ.

В отмеченной «зарубежной» части трудовой  биографии Л.З. Шнейдмана  имеется интригующий эпизод.          В  стрёмный начальный период  постсоветской России, в 1995г. в Финансовой академии при Правительстве РФ (бывший Московский финансовый институт) он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук  на тему: «Учётная политика при переходе России к рыночной экономике» (специальность 08.00.12). Примечательно, что сей труд  Леонид Зиновьевич представил  научному миру всего через  три года после защиты  им кандидатской диссертации. Возможно, форсажный темп написания и защиты докторской  работы объясняется тем, что докторант удачно «уловил» конъюнктурную ситуацию в области присвоения учёных званий  1992-1995гг., когда, как было отмечено выше, в новой России  диссертационные советы учреждений высшей школы и науки находились «на мели».  У  Шнейдмана  в этом покерном раскладе были два   выигрышных лотерейных билета: хорошее знание английского языка и наличие по месту его работы полного комплекта мало кому известных  в России зарубежных справочников и  наставлений  по международным стандартам финансового учёта и отчётности. Так что, при достаточном усердии и некотором литературном умении  из переводных текстов иностранных изданий по бухгалтерскому делу  и финансовому аудиту  можно  было составить вполне подходящее  научное  сочинение.

Досужий факт. Вопреки  сложившейся традиции, в официальных пресс-релизах многочисленных научных симпозиумов и  ведомственных мероприятий, в периодических журналах, газетных статьях и в интервью  журналистам разных СМИ  Леонида Шнейдмана, после защиты  докторской диссертации, долгое время  не именовали  доктором экономических наук. Это обстоятельство позволяет предположить, что докторскую  степень Шнейдману за упомянутую  диссертацию ВАК  утвердил много позднее времени   её защиты на диссовете  Финакадемии.  Первые публичные упоминания самим Леонидом Зиновьевичем  о наличии у него докторской степени появились  не ранее  2003г. Что это – деликатность бизнесмена- обладателя высокого научного звания? Нет, здесь скорее врождённая осторожность человека, рождённого под знаком Тельца (Taurus). У  Тельцов есть  как бы внутренний предохранитель: если их безопасности и чувству комфорта угрожает опасность, они перегорают, как лампочки. Думается, долговременная опасливость Леонида Шнейдмана в отношении своей докторской диссертации, в какой-то мере понятна. Известно, что в 2002-2004гг. ВАК России провёл массовую проверку диссертаций российских  чиновников  на предмет их  научной щепетильности ( плагиата)  с неутешительными итогами     для многих государственных мужей, облечённых учёными  степенями.

Также припоминается  симптоматичное: после ареста в сентябре 2003г. главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Л.З. Шнейдман быстро  перебрался (ранней весной 2004г.) из PwC-Аудит на работу  в Минфин России. Тогда    в его цепких и залипчивых руках  оказался департамент методологии бухучёта и организации аудита федерального финансового ведомства, которым он  руководит до сих пор. Уже 1 июля 2004г. приказом за №180  Министра финансов России А.Л. Кудрина  была одобрена подготовленная Леонидом Шнейдманом концепция развития бухгалтерского учёта и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Вполне ожидаемо,в ней  доминировали либеральные тенденции реформирования  отечественной системы бухгалтерии и ревизионного контроля.  По прошествии нескольких лет  порочность этой политики стала очевидной. Вопросы методологии бухгалтерского учета хозяйственных и денежных операций отошли на задний план, приоритет был отдан формированию финансовой информации по международным регламентам   и схемам. Насаждаемый аудит подмял ревизию: проверка формального соответствия применяемых учётных правил  и конфигураций установленным международным стандартам и методикам вытеснила  анализ реальных факторов производственно-хозяйственных процессов и финансовых результатов.  23 мая 2006г., на седьмом Международном  форуме бухгалтеров и аудиторов (Москва) Леонид Шнейдман, выступая в роли учёного мужа, выдвинул заумную идею - разделить бухгалтерский учёт на официальный и неофициальный. По его  мысли, первый призван  формировать информацию, представляемую во внешнюю среду, второй - ограничивался созданием сведений для внутренних пользователей.[ http://fin-buh.ru/ text/32843 1. html ]. Попросту говоря, бухгалтерия должна извернуться: госорганам  управления и регулирования (в том числе налоговым, таможенным), банковским и страховым учреждениям, акционерам  подготовлять благостные сведения о работе  компании (организации), а для руководящего менеджмента своей фирмы составлять достоверные сводки текущих процессах деятельности. Тогда же, Шнейдманом  высказывалась  ещё более ретивая мысль: отменить  первичные документы бухучёта, под тем предлогом, что они не представляются во внешнюю среду. Можно только догадываться, в какие информационно-аналитические дебри данный подход мог бы завести  общегосударственное управление экономикой  России.     

В апреле 2007г., в Новосибирском территориально институте профессиональных бухгалтеров  и аудиторов Шнейдман выступил с докладом «Профессия бухгалтера: взгляд из министерства». Он открыто заявил, что рассматривает эту «профессию, как ту область», в которой государству- экономическому регулятору  следует «передать свои функции профессиональному сообществу». [ http://epigraph.info/articles/-/nid/11529/]. Из  выказывания  важного  чиновника Минфина России следует, что правила и формы учёта  и отчетности не должны  регулироваться законами и  торговыми кодексами, а устанавливаться непосредственно хозяйствующими субъектами. Эту завиральную  задумку Леонид Зиновьевич позднее даже вынес в международные сферы. В  мае 2008г. Шнейдман  в интервью на сайте ИПБР (Институт профессиональных бухгалтеров и  аудиторов России) безапелляционно утверждал, что «деление на бухгалтерскую и аудиторскую профессию в России не вполне оправдано». [profreport.rusites/ all/files/Fadeykina_NV_2008_]…

Неуклонно проводя политику ущемления прерогатив бухгалтерского учёта,  Леонид Шнейдман в действительности преследует свои корыстные интересы. В последние годы  он  настойчиво «окучивает» ниву коммерческих аудиторских и консалтинговых услуг в России. Его, директора департамента, доктора наук,  не удовлетворяет статус члена Cовета по аудиторской деятельности при российском Минфине. Он стремится лично монополизировать эту сферу контрольно-аналитической деятельности.  Шнейдман задумал  подмять под себя саморегулирующиеся   организации (СРО) аудиторов, заполучить   рычаги влияния на всю вертикаль института аудита, консалтинга  и контроллинга,  включая их образовательные практики в России. На этой почве с начала 2012г. Шнейдман конфликтует с руководством Независимого партнёрства «Гильдия аудиторов ИПБР». [http://www.audit-it.ru/news/audit/404704.html].

Утвердившись  в статусе  всероссийского гуру   в области международных стандартов финансовой отчетности   и аудита, Л.З. Шнейдман наладил и неустанно  расширяет своё научное, экспертное  и консультационное предпринимательство. Он определился  профессором кафедры «Бухгалтерский учёт» в Финакадемии при Правительстве РФ. Внедрился  в многочисленные (по всей стране) коммерческие учебные центры, курсы повышения квалификации, семинары, тренинги , а также конференции по бухгалтерскому учёту, аудиторским проверкам и консалтинговым услугам. Большинство этих заведений действует при ИПБиК России. Здесь приглашенным лекторам платят по высоким договорным ставкам. Леонид Шнейдман  охотно выступает популяризатором либеральных идей в учётно- налоговой политике. Консультирует, участвует как эксперт в  корпоративных и индивидуальных бизнес-программах.

Вывод: более 20-ти лет Шнейдман, находясь на высокооплачиваемой чиновничьей должности (действительный государственный советник РФ 2 класса),  одновременно выжимает  все возможные дивиденды из обладания степенью доктора экономических наук.

 

Картина дня

наверх