На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Семинария

3 подписчика

Свежие комментарии

БОРМОТУН НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КИНОПРАВДА?!:»

Зловредные комментарии ведущего

В воскресение,26.02.2017г.,вечером по телеканалу ОТР в телепрограмме «Киноправда?!» был показан фильм «Ленин в 1918 году»- вторая картина кинодилогии о В.И.Ленине советского режиссёра Михаила Ромма. Его первый фильм «Ленин в Октябре» демонстрировался в предыдущий воскресный день. Как и тогда, теперь перед началом показа второго фильма с краткими суждениями выступил писатель и ведущий программы Леонид Млечин. С тем же лукаво-постным лицом и напускной нейтральной улыбкой он поведал телезрителям, что «как бы далеки ни были от реальных событий фильмы М.Ромма, эти ленты сами по себе — часть нашей жизни». Журналист-историк сказал, что, на сей раз любителям кино покажут картину «Ленин в 1918 году» и они «увидят классику советского кинематографа… Фильм снимался не для развлечения публики. Фильм снимался для того, чтобы создать правильную историю. И это удалось».

Вот те на! Стало быть, неделей ранее показанная редакцией телепрограммы «Киноправда ?!» первая часть дилогии М.Ромма - «Ленин в Октябре», по словам Млечина, хотя и «имела небывалый успех» в далёком прошлом, по сути является некачественной, зрелищно –бессодержательной кинолентой. Судя по этому высказыванию, журналиста – историк намеренно подводил телезрителей к такому кощунственному выводу.

Дальнейшими своими невнятными и скоропалительными суждениями Леонид Млечин, похоже, озаботился тем, как бы помочь зрителям сориентироваться в смысловых кинематографических сюжетах фильма «Ленин в 1918 году». Но, тут его подвела писательская сноровка и журналистская бойкость. Вместо рассказа о самом фильме он пустился комментировать от себя отдельные события и персонажи того времени, весьма трудного в истории только что народившегося советского государства.

Млечин бессовестно пытался отвлечь телезрителей от содержания и временных рамок художественного творения Михаила Ромма- фильма «Ленин в 1918г.».Он наполнил свой вводный комментарий поверхностными высказываниями, не имеющими непосредственного отношения к предложенному телезрителю кинопроизведению. Плоское толкование о судьбе эсерки Фани Каплан. Вольное утверждение о связи покушения на Ленина в августе 1918г. с развязанным большевиками «красным террором 1920-1930-х годов. Глупое повторение ходульных в среде записных антисталинистов побасенок. Будто, «в подготовке вооруженного восстания в октябре1917 года Сталин не играл никакой роли. Никто не может сказать, где он был в тот день, когда большевики брали власть. В Гражданскую войну его в стране практически не знали».Якобы, тогда Сталин являлся лишь «общим руководителем продовольственного дела на Юге России» и безвыездно обосновался в Царицыне (ныне Волгоград).Но, зато писатель-историк Млечин весьма увлечённо рассуждал о Льве Троцком, о котором в фильме М.Ромма нет речи. Ведущий телепрограммы очень заинтересовано и на основе мемуаров Льва Троцкого красочно расписал его роль в подавлении эсеровского мятежа в начале июля 1918г. Более того, журналист Млечин задался никчемным противопоставлением Свердлова и Сталина как возможных кандидатов на место Ленина в руководстве страной в случае его прискорбной смерти от револьверных выстрелов Каплан. И вовсе бредово воспринимается умственный вывих ведущего телепрограммы «Киноправда?!»: «Если бы Свердлов не умер так рано, Сталин не стал бы руководителем партии».

Прокатная судьба фильма М.Ромма

Прежде всего отметим, что ведущий кинопередачи по каким-то узким соображениям умолчал о судьбе фильма «Ленин в 1918 году». А ведь она непростая. Киноленту, снятую в 1939г., её создатель- режиссёр М.Ромм перемонтировал в 1957г. В соответствии с духом начавшейся компании по развенчанию культа личности он сократил метраж киноленты, вырезав из неё все сцены, в которых фигурировал И.В.Сталин. Упоминания о нём в картине были переозвучены. Из фильма Ромм также изъял сцены с Николаем Бухариным, поскольку в оригинальном варианте кинокартины он был показан как один из организаторов заговора эсеров и левых коммунистов против Ленина. Из ряда звуковых эпизодов фильма исключено упоминание фамилий Троцкого, Бухарина, Рыкова, Каменева, Пятакова. Многие титры в кинокартине режиссёр переделал, смыслово «осовременил». В целом продолжительность подлинной ленты «Ленин в 1918 году » сократилась почти на 25-30 минут.В таком урезанном виде (длительность просмотра 1 час.30 мин.)картина регулярно транслировалась по советскому телевидению по праздникам или памятным дням, связанным с именем Ленина, до 1990г. В начале следующего года на первом канале телевидения был показан восстановленный на VHS оригинальный (1939г.) киноматериал фильма «Ленин в 1918 году ». В него почти полностью вошли прежние «цензурно» изъятые сцены и монологи исходного фильма. В настоящее время в Госфильмофонде имеются три версии картины- перемонтированная каноническая 1939г. и две восстановленные- полная, записанная на DVD -диске «Восток В», (длительность просмотра 2час 05 мин.) и сокращённая версия —на диске «Союз-видео»(просмотр 1час.45мин.) .

В минувшее воскресение, судя по хронометражу времени показа «Ленин в 1918 году», телезрителям демонстрировали версию на DVD «Восток В».

Творческая концепция фильма

В кинокартине о 1918 годе В.И.Ленин предстаёт председателем первого советского правительства начального периода его становления. Мысли и заботы предсовнаркома РСФСР, находящейся в кольце вражеского окружения белогвардейских войск и восставших белочехов, сосредоточены на устранении острого голода, прежде всего путем подвоза хлеба и продовольствия в рабочие города из сельских регионов. Ленин погружён в вопросы развития деревни, начинающегося расслоения крестьянского населения на кулачество и бедноту Он стремится удовлетворить хотя бы минимальные материальные запросы писательской и научной интеллигенции. Подключает органы ВЧК к решению проблемы беспризорный детей. Ещё не выздоровев окончательно после серьёзного ранения, Ленин рвётся в свой рабочий кабинет в Кремле.

Следует отметить, режиссёр М. Ромм и сосценаристы А.Каплер и Т.Златогорова с особой тщательностью подошли к выбору отрезка времени 1918 года, который стал историческим фоном второй киноленты дилогии о Ленине. Важно отметить, что создатели фильма «Ленин 1918 году» остановились на периоде июль- сентябрь того года , когда не было значимых мероприятий внутрипартийной жизни РСДРП(б). Так случилось, что Пленумы ЦК и съезды РКП(б), пленумы ВЦИК и съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов состоялись до ( например, 6-8 марта VII Экстренный съезд РКП(б), 14 марта IV съезд Советов, 15 мая Пленум ВЦИК по вопросу заключения Брестского мирного договора ) или после в отмеченного календарного периода, охваченного кинокартиной ( в частности, 6 -9 ноября VI Чрезвычайный съезд Советов по вопросу о международном и военном положении страны). В киноленте единственным исключением из общей авторской установки вычленения рамок календарного периода является наличие в нём сюжета о V съезде Советов (4-10 июля 1918г), проходившем в Большом театре Москвы. Такое отступление является оправданным прежде всего с художественной концептуальной позиции. Оно потребовалось М.Ромму, чтобы окольным способом отразить в своей кинокартине (довести до зрителей) два важных информационных посыла. В этой сцене фильма озвучено официальное сообщение о расстреле семьи бывшего русского императора Николая II.В тех же кадрах есть косвенный намек на арест находившихся в театральном зале левых эсеров, по причине их возможной причастности к только что организованному эсеровскому мятежу. (Заметно, что художественной мыслью режиссёра в фильме несколько сдвинуты календарные даты трёх указанных событий).

Контент фильма «Ленин в 1918 году» охватывает важные для молодого советского государства внутренние и внешние политические события, которые имели место в стране июле-сентябре того года. Убийство в Москве германского посла графа Мирбаха (6 июля), мятеж в Москве левых эсеров против большевиков (6-7 июля), расстрел на Урале царской семьи Романовых (17 июля), убийство бывшим юнкером, поэтом Л. Каннегисером председателя Петроградской ЧК М.С.Урицкого (30 августа), покушение в Москве эсерки Ф.Каплан на предсовнаркома РСФСР В.И.Ленина (30 августа).Но, гораздо более сложным и опасным в тот период было общее положение советской республики, со всех сторон окруженной вражескими военными силами..Повсеместно, особенно в крупных городах, свирепствовал голод, росла детская беспризорность. Страна находилась в тисках гражданской война. С мая 1918г. ширилось восстание чехословацкого корпуса легионеров в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Трудности государственному управлению создавал организационный хаос и саботаж во многих сферах жизнедеятельности, включая и военное дело.

Примечательно, что режиссёр Михаил Ромм художественными методами сумел насытить фильм «Ленин в 1918 году» отмеченными реальными обстоятельствами того времени. Чаще то или иное событие (явление) образует основу цельной сценической картины.(Беседа В.И.Ленина со старым питерским пролетарием Коробовым и Максимом Горьким о мере насилия по отношению к классовым врагам. Подготовка вооруженного мятежа правых эсеров в Москве. Совершение покушения на В.И.Ленина на заводе Михельсона). Порой отдельные факты вмонтированы в разные эпизоды(Проблема голода отражена в сценах разговора сотрудника ЧК ,охранника Ленина Василия с женой и в озвученном сообщении о доставке 90 тыс. пудов зерна в Москву из поволжского юга, Царицына).Иногда нечто случившееся просто проговаривается в беседе (диалоге) персонажами действия(Полемика Ленина с тамбовским кулаком о срыве хлебосдачи в деревнях. Разговор Ленина с Дзержинским об организации опеки над беспризорными детьми).

Режиссёрское укрощение политики в фильме

Скрупулёзный подход авторов фильма «Ленин в 1918 году» к определению календарного периода кинематографического действа позволил им не включать в сценарий киноленты наиболее сложные постановочные сцены, уязвимые с позиции политической цензуры. Таковыми могли быть участие Ленина в партийных собраниях и совещаниях ( пленумы ЦК, конференции и съезды партии,) заседаниях высших партийных органов (политбюро,узкие и расширенные бюро ЦК и других).Надо учесть, что кинокартина «Ленин в 1918 году» снималась в 1939г., когда в политических кругах и общественном мнении страны уже сложились определённые оценочные представления о видных и крупных партийных функционерах, придерживающихся тех или иных идеологических воззрений и практических действий по строительству социализма в СССР. Вероятно поэтому, художественный показ событий 1918 года создателями второй части дилогии о Ленине был календарно масштабирован таким образом, чтобы этом фильме рядомь с Владимиром Ильичём не присутствовали могущие компрометировать партийные и общественные персоналии того времени.

Так, на киноэкране В.И. Ленин ровно и по делу общается либо с товарищами своего круга (М.Горький, Я.Свердлов, Сталин), либо с людьми из общей среды( охранник Василий, помощник Бобылёв , питерский партиец Коробов).Некоторые известные деятели революционного движения в России и советского государства, находившиеся в отдельные годы и по некоторым политическим вопросам в оппозиции к ленинскому большевистскому крылу РСДРП /РКП (б) во второй части роммовской дилогии о Ленине физически не представлены. Вместе с тем, в ряде жанровых сцен подготовки июльского эсеровского мятежа в Москве устами действующих лиц заговора отчётливо озвучены фамилии левых коммунистов Каменева, Пятакова, Рыкова. В фильме неоднозначно воспринимается появление фигур Николая Бухарина и Феликса Дзержинского, левых коммунистов, одно время считавшихся близкими соратниками В.И.Ленина. В киносюжете с покушением на Ленина на митинге рабочих завода Михельсона Бухарин будто намерено назвал чекисту Василию, направившемуся на автомашине на выручку Ильичу, другой адрес митинга - Хлебная биржа в Басманном районе Москвы, куда якобы поехал большевистский оратор. На самом деле, после проведенного здесь митинга с рабочими о хлебном голоде, Ленин оттуда уже уехал на завод Михельсона. Конечно же, Василий опоздал упредить трагедию. В тот же день председатель ВЧК при Совнаркоме РСФСР Дзержинский, узнавший об убийстве Урицкого в Петрограде, сразу выехал на поезде к месту происшествия. Однако, представляя всю сложность обстановки в Москве после раскрытия право -эсеровского заговора, он не распорядился усилить охрану главы советского правительства. В смягчение коллизии с включением в фильм «Ленин в 1918 году» фигур Дзержинского и Бухарина, следует отметить, что ко времени съёмок этой кинокартины их не было в живых.

Троцкий и Сталин- персонажи фильма

Думается, что режиссёру М.Ромму было сложно определиться с экранными образами Льва Троцкого и Иосифа Сталина во второй кинокартине дилогии о Ленине. При действительном понимании и в мифологическом представлении о партийном и государственном истеблишменте первых лет советского государства эти две фигуры выглядят не только существенно разными , они просто не сопоставимы, а то и противоположны один другому.

В 1939г. 60-летний Л.Д. Троцкий помнился как организатор Октябрьского(1917г.) переворота в России, первый председатель Реввоенсовета советского государства (1918-1925гг.), нарком по военным и морским делам в РСФСР (1918-1923гг.),член Политбюро (ВКП(б) 1919—1926гг., создатель и главный теоретик Четвёртого интернационала (1938г.).Он был здоров и проживал в политическом изгнании в одном из предместий Мехико (Мексика). Долгие годы Троцкий являлся харизматической и яркой личностью в партийном и государственном руководстве РСФСР и СССР.В 1920-е годы Лев Троцкий (Бронштейн) соперничал с Владимиром Лениным (Ульяновым) по линии всероссийской известности как теоретик коммунистического учения, блестящий оратор- трибун , азартный пропагандист и умелый организатор больших масс людей. Он сыграл важную роль в создании Красной армии в первые годы молодой советской страны. Несомненны его заслуги в обеспечении побед советских армейских частей в боях на Казанском фронте против вооружённых белочехов (освобождение Казани и взятие Симбирска,1918г), Северо-западном фронте против белой армии Юденича (защита Петрограда,1919г.), на Колчаковском фронте (освобождение Томска, начало января 1920г.).Однако, казалось, что при всех отмеченных добродетелях Л.Троцкого ввести его фигуру в сценарий фильма «Ленин в Октябре» для М.Ромма было делом практически нереальным.

В 1939г. в московском Кремле здравствовал и трудился на благо Страны Советов И.В.Сталин - одногодок Л. Троцкого. Они оба с 1897(1898)г . участвуют в социал-демократическом движении, но, у Сталина большевистский партийный стаж был дольше на 17 лет. Иосиф Сталин - член Политбюро ЦК с мая 1917г., член ЦИКа Советов с 1917г., нарком по делам национальностей СНК РСФСР (1917-1923гг.), нарком рабоче-крестьянской инспекции СНК РСФСР(1919-1922гг.), член Реввоенсовета РСФСР (1920-1923гг.), генеральный секретарь ЦК РКП(б/ВКП(б), КПСС (с 1922г.), член президиума Исполкома Коминтерна (с 1925 г.).Сталин отличился в годы гражданской войны в качестве чрезвычайного уполномоченного ВЦИК по заготовке и вывозу хлеба с Северного Кавказа в промышленные центры страны(с июня по декабрь 1918г. было собрано и доставлено с юга республики более 26 млн пудов зерна),а также председателя Военного совета Северо- Кавказского военного округа (при обороне Царицына от войск белого генерала Краснова (1918-1919гг.) и члена Реввоенсовета Южного фронта (при разгроме войск белого генерала Деникина 1919-1920гг.).За военные заслуги на этих фронтах Сталин награждён орденом Красного знамени (1919г.)

Л.Троцкий и И.Сталин в разной мере политические поддерживали В.И.Ленина. Так, в 1917г. Троцкий настаивал на отсрочке Октябрьского вооруженного восстания до начала Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов. В феврале - марте 1918г. Троцкий воздержался при голосовании в ЦК по вопросу подписания Брестского мирного договора с немецким командованием. Летом 1920г. вопреки неблагоприятной для РСФСР внешнеполитической ситуации Троцкий санкционировал продвижение частей Красной армии Западного фронта и переброску Первой конной армии вглубь польской территории для овладения Варшавой. Напротив, Сталин без колебаний поддержал ленинские решения по Октябрю 1917 года и Брестскому договору, также он был категорически против захвата польских территорий, ранее входивших в состав царской России. На почве подобных разногласий Троцкий и Сталин часто и резко конфликтовали между собой, их постоянные ссоры раздражали Ленина.

Приступая съёмки фильма «Ленин в 1918 году», Михаил Ромм несомненно учитывал реальные политические веса Троцкого и Сталина, их близость к В.И.Ленину в период, который являлся календарный фоном будущей картины. Думается, тогда кинорежиссёр поступил мудро. Оба «спорных» персонажа присутствуют в готовой киноленте, но каждый из них представлен особым кинематографическим приёмом. Выручили реальные обстоятельства: так уж сошлось, что в августе –сентябре 1918г. и тот и другой не были в Москве. Троцкий находился в расположении красных частей Казанского фронта, Сталин- с июня организовывал оборонительные действия советских дивизий на Царицынском фронте. По сюжету фильма Троцкий и Сталин общаются с раненым В.И.Лениным в сентябре 1918г. , в первые недели после револьверного покушения на него. Тем не менее, в кадрах кинокартины они лично не пресекаются.

Известно, что Троцкий, узнав о покушении на В.И.Ленина, поспешил с Казанского фронта в Москву и уже 2 сентября 1918г. обратился с воззванием к Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. Он заявил, что верит в победу Ленина, но в то же время заметил, что никакое другое поражение не могло бы сравниться по трагическим последствиям для рабочего класса со смертью Ленина. Ленин — «новый вождь эпохи» и «величайший человек нашей революционной эпохи».[http://bookitut.ru/Lenin-zhiv-Kuljt-Lenina-v-Sovetskoj-Rossii.22.html]. Нет сведений, что тогда Троцкий посетил Ленина в больничной палате в Кремле.

8 сентября в Кремль на имя Ленина пришла телеграмма из штаба 5-ой армии Казанского фронта, в которой ему желали скорейшего выздоровления.12 сентября из штаба 5-армии пришла ещё одна телеграмма. В ней Троцкий известил Ленина о взятии Симбирска, родного города Владимира Ильича. Оба телеграфных сообщения от Троцкого большим воодушевлением были восприняты предсовнаркома Лениным, оправляющимся от револьверных ран эсерки Каплан. В фильме М.Ромма есть кадры, где Ленин узнаёт от помощника или лично знакомится с текстами этих телеграмм в Казанского фронта, но при этом фамилия Троцкого не упоминается (не произносится даже закадровым голосом).

Иначе Михаил Ромм решил режиссёрскую задачу введения Сталина в сценарий кинокартины «Ленин в 1918 году». Мастер кино пошёл на прямой показ личного общения двух соратников по партийной и советской работе- В.И. Ленина и И.В.Сталина. 6 сентября в Совнарком(Ленину) из Царицына нарком Сталин телеграфировал, что «наступление советских войск Царицынского района увенчалось успехом… Противник разбит наголову и отброшен за Дон. Положение Царицына прочное. Наступление продолжается». Хорошая весть с труднейшего фронтового направления вызвала у Ленина душевный подъём и прилив физической бодрости. В конце фильма есть продолжительная сцена очной встречи в Кремле.19 сентября Сталин, приехавший с фронта в Москву, посещает в больничной палате выздоравливающего предсовнаркома. Ленин радостно и тепло встречает Сталина, обращаясь к нему «дорогой мой», «голубчик», «родной». Потом они оба усаживаются на общий диван. Сталин рассказывает Ленину о ходе заготовки на юге около десятков тысяч пудов зерна и отправке их в столицу и промышленные центры страны. В конце этой сцены Ленин (предсовнаркома)и Сталин (нарком, председатель Реввоенсовета Южного фронта) направляют совместную телеграмму в Царицын командующему фронтом Ворошилову с восхищением геройскими подвигами красноармейцев на важном направлении Гражданской войны.

Иные могут сказать: Михаил Ромм прогнулся так или иначе выведя Сталина и не вовсе пустив Троцкого на экран своего фильма. Но никто не обязан быть героем.

Яков Свердлов «на вахте»

В то время, когда В.И.Ленин восстанавливал подорванное здоровье после подлого ранения револьверными пулями, его обязанности председателя совета народных комиссаров исполнял Яков Свердлов. Он являлся членом РСДРП(б) с 1901г. Член ЦК партии с 1912г.Был председателем на заседаниях ЦК РСДРП(б) 10 (23) и 16(29) октября 1917г, принявших решения о вооружённом восстании в Петрограде.Член Военно-революционного партийного центра и Петроградского ВРК. С апреля 1917г. возглавлял секретариат ЦК РСДРП. По предложению В.И.Ленина на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 8(21)ноября 1917г. избран председателем ВЦИК. Председатель комиссии по выработке первой Конституции РСФСР(с апреля 1918г. ).Яков Свердлов считался «главным кадровиком партии». Он проделал огромную работу по созданию органов советской власти в центре и на местах. Ленин высоко ценил деловые качества Свердлова и лично доверял ему в ответственных моментах партийной и государственной жизни.

Поставленный перед началом просмотра телефильма «Ленин в 1918 году» журналистом-историком Леонидом Млечиным вопрос относительно соперничества между Свердловым и Сталиным в период вынужденной болезни Ленина является надуманным , а его размышления по данному поводу носятся к разряду никчемных. С ноября 1917г. Яков Свердлов по статусному положению (председатель ВЦИК) считался официальным главой РСФСР, что значительно выше ранга наркома, который имел Сталин. В сентябре – октябре 1918г. по партийной иерархии Свердлов и Сталин были равны: с августа 1917г. оба состояли членами Политбюро ЦК(узких и расширенных). Следовательно, при соответствующих обстоятельствах (временная болезнь и неработоспособность, недолгое отсутствие в стране по уважительной причине и т.л.) и невозможности назначенным предсовнаркома исполнять свои функций эту работу вправе взять на себя глава высшего законодательного органа государства. В рассмотренной потенциальной ситуации осени 1918г. это никак не зависело бы от того, что , по словам Млечина, «Свердлов не любил Сталина. Они вместе отбывали ссылку и не поладили.»

Картина дня

наверх