На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Семинария

3 подписчика

Свежие комментарии

КАСТРАЦИЯ СМЫСЛОВ

В воскресенье, 19.02.2017г.,вечером  на телеканале ОТР  в программе «Киноправда?!» был показан фильм «Ленин в Октябре» - первый фильм кинодилогии советского режиссёра Михаила Ромма. Перед демонстрацией фильма на коротке выступил бойкий журналист и  телеведущий Леонид Млечин. С присущей ему лукаво-грустной улыбкой он предупредил  телезрителей, что им покажут не  подлинник  кинокартины, снятой в1937г.  в  ту пору молодым М.Роммом по сценарию  столь же молодого  кинодраматурга А. Каплера. Редакция телеканала ОТР, начиная приуроченный к  100-летию Октябрьской революции в России показ цикла  исторических кинофильмов, решила вывести на телеэкран дважды (перелицованную авторскую версию киноленты «Ленин в Октябре». Считающий себя писателем-историком Млечин пояснил, что содержательная фактура этого  усечённого и цензурированного  фильма  не пострадала.

Однако это заявление  Млечина прямая ложь.

По сюжету снятой в  1937г. кинокартины,  в предреволюционном Петрограде  в период с 10 по 25 октября 1917гг. (по старому стилю) ЦК партии большевиков провело три конспиративных заседания (10,16 и 20 октября), посвящённых организации вооружённого восстания балтийских матросов,  питерских  рабочих  и гарнизонных солдат против  буржуазного Временного правительства. Для участия в этих заседаниях из Финляндии на паровозе в Петроград вечером 9 октября приезжает вождь революции В.И.Ленин.

В 1956г. и 1963г. по  указанию  руководителя КПСС и СССР  Н.С.Хрущёва  из киноленты «Ленин в Октябре» выпуска 1937г. были изъяты  многие сцены,  в которых  наряду с  руководителем  восстания  В.И. Лениным присутствовали другие  выдающиеся деятели ЦК  РСДРП, Петроградского комитета, Военно-революционного комитета при Петроградском Совете, Балтийского флота. Публичное упоминание о  них по разным причинам было признано нецелесообразным.

В результате  подобной перелицовки  художественного фильма  оказалось, что  Владимир Ильич Ленин в кинокартине присутствует, но в подготовке  Октябрьского восстания в Петрограде  деятельно не участвует. Его  личная активность  накануне и в день вооружённого  мятежа балтийских матросов,  питерских  рабочих  и гарнизонных солдат  проявляется  преимущественно в замкнутых прозаических  контурах. Владимир Ильич находится   на  двух конспиративных квартирах, где он ночует, читает принесенные ему городские газеты, изучает карту Петрограда, пишет директивы  в Смольный товарищам по партии. С Лениным случаются  жанровые эпизоды: гримируется  под  гражданина с флюсом, пытается вести разговор с  кондуктором  полуночного трамвая, уклончиво отвечает на вопросы любопытствующих  о себе (жены  своего помощника  Василия и  его знакомого солдата Ивана).

 Даже оказавшийся в  штабе революции- Смольном, бурлящем предстоящими ожиданиями революционных приготовлений,  В.И.Ленин  кажется словно  случайно зашедшим в здание  интеллигентом. Похоже, ему не с кем поговорить. В огромной массе  вокруг снующих людей  (с оружием и без) он не видит своих  ближайших соратников. И вот, вождь революции сиротливо сидит на  скамеечке у стены с телефонным аппаратом, ждёт когда  на связь выйдет кто-либо из командиров  Балтийского экипажа. Вот, он склоняется над телеграфисткой-машинисткой, печатающей  текст декрета о земле, терпеливо ожидает  готовый документ.  Между тем, в многочисленных комнатах  Смольного боевые товарищи  наверняка  обдумывают планы и схемы захвата восставшими городских зданий почты, телеграфа, железнодорожных станций, разводных  речных мостов. Уединённое состояние  Ленину  скрашивает его помощник Василий, время от времени  возникающий в кадре рядом с вождём пролетариата. В конце фильма  он  говорит: «Владимир  Ильич, пора» и открывает ему  дверь, что бы  по коридору Смольного  провести его  к  залу экстренного заседания  Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В.И. Ленин под бурные аплодисменты присутствующих  проходит через  всю глубину зала, поднимается в президиум заседания  и  произносит свой знаменитый  спич о свершившейся рабоче-крестьянской  революции в России. И вот, даже в этот торжественный момент  в  крупном, во весь телеэкран кинокадре  рядом  с Ильичём не видно  ближайших единомышленников  и сподвижников по непримиримой борьбе с царизмом.

В Википедии РУ указаны наиболее существенные смысловые изъятия  из первоначальной (1937г.) версии кинокартины «Ленин в Октябре». В частности, сцены, в которых одними из главных действующих лиц  являлись Троцкий, Свердлов,Сталин,Дыбенко, включая их диалоги,  были просто вырезаны. Соответственно купированы пояснительные титры  к  кинокадрам, упоминавшим  о встречах и беседах этих партийных деятелей с Лениным. Порой они заменены вставными кадрами  маршевых проходов  революционных матросов и солдат, проездами броневиков. Путём различных технических ухищрений тот или иной известный  соратник  вождя революции был удалён из фильма полностью — его фигуру  (лицо, профиль) в кинокадрах перекрывали либо доснятыми перед экраном персонажами, либо настольной лампой. Наибольшему третированию подвергся  образ Сталина. Упоминания о нём в тех сценах, которые не подлежали изъятию, были или вырезаны, или переозвучены.  

Историк-журналист Леонид Млечин в своей предшествующей показу фильма «Ленин в Октябре» реплике объяснил, чем были вызваны  произведенные хрущёвской цензурой  изъятия частей и кадров фильма с участием Сталина. Оказывается, того требовала  начавшаяся после смерти Сталина  борьба с культом его личности. В то же время, Млечин не преминул  вознести  «заслуги» Л.Троцкого   при   подготовке октябрьского  мятежа в период отсутствия Ленина в Петрограде.По его уверению , ночь на 25 октября 1917г.  Троцкий провёл на третьем этаже Смольного в комнате Военно-революционного комитета.

Между тем, в организации октябрьского восстания в Петрограде  И.В.Сталин  был одним из наиболее деятельных большевиков . Он присутствовал и принял участие в обсуждениях на всех отмеченных выше трёх конспиративных заседаниях ЦК РСДРП 19,16 и 20 октября 1917г. На расширенном совещании ЦК 16.10.1917г. Сталин был включён в состав созданного  Военно-революционного центра  партии большевиков (наряду  со Я.М.Свердловым,А.С.Бубновым, Ф.Э.Дзержинским и М.С.Урицким), а также  вошёл в Военно-революционный  комитет при Петроградском Совете. В дни штурма Зимнего дворца 24 и 25 октября  Сталин находился на боевом крейсере «Аврора».

Итак. После многих идеологических обрезаний и перемонтирований художественнная кинокартина  «Ленин в Октябре» ( выпуск 1937г.) превратилась в несколько пафосный учебно-познавательный фильм  для учащихся колледжей. В  нём осталось только воплощение общей  творческий задумки режиссёра М.Ромма. Простые люди доведённые российской буржуазией, политиканом Керенским  и иностранными доброхотами до отчаяния, до крайней черты, за которой  либо гибель, либо Революция, решились на вооружённое  восстание  и взяли личные  судьбы, судьбу Родины в свои руки.

Поэтому  показ  по общефедеральному  телеканалу «ОТР»   такой кастрированной роммовской киноленты о Ленине  в октябре1917 года является открытой профанацией, приуроченной к 100- летию Октябрьской революции в России. А может быть, данная попытка демонстрации млечинской  «киноправды»  об эпохальном событии  ХХ века есть обычное головотяпство чиновников от общественного телевидения.

 Есть опасение, что в ближайшее воскресение, 26.02.2017г.. так же вечером,  по   ТВ «ОРТ»  в программе «Киноправда?!»  покажут  вторую часть дилогии Михаила Ромма – фильм «Ленин в  1918г.» в столь же усечённом и перемонтированном формате.

В принципе, же  надо показывать только  исходные (первоначальные),может быть даже реставрированные авторские варианты фильмов  советской киноклассики или же предложить современным маститым кинодраматургам и режиссёрам с содружестве с продвинутыми продюсерами создавать новые фильмы по  каноническим темам  советского периода. 

Картина дня

наверх