На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Семинария

3 подписчика

Свежие комментарии

«ОППОРТУНИСТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ»

В связи со 100-летием Великой Октябрьской революции в России на телеканалах «Первый» и «Россия1» с 5 по 9 ноября 2017г. демонстрировались премьеры двух художественных фильмов ««Троцкий» и Демон революции». В обеих кинокартинах среди партийных деятелей в окружении вождей - В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого - присутствует фигура Льва Каменева.

Он показан заметным действующим лицом большевистской партии в предреволюционный период и первые годы советской власти. В данной статье приводятся сведения, относящиеся к характеристике личности Льва Борисовича Каменева тех лет.

--------------------------------

Каменев Лев Борисович (фактические имя и фамилия- Лейба Розенфельд),даты жизни 1883—1936гг. Член большевистской партии с 1901г. Был одним из ближайших соратников В.И.Ленина, с которым познакомился в 1902г. в Париже. Каменев вёл революционную работу на Кавказе, в Москве и Санкт-Петербурге. Участник революции 1905—1907 гг. Делегат III и V съездов РСДРП. На V съезде в 1907 г. Каменев вошёл в Центральный комитет (ЦК) РСДРП и Большевистский центр. Являлся одним из руководителей редакций центральных газет этой партии «Пролета­рий» и «Правда». В 1908-1913гг. находился в эмиграции, по поручению Ленина вёл нелегальную партийную деятельность в Швейцарии (Берн) и Польше (Краков). Являлся представителем РСДРП на конгрессах II Интернационала. Был делегатом Копенгагенского (1910г.) и Базельского (1912г.) международных социалистических конгрессов. Летом 1911г. читал лекции в Партийной школе в Лонжюмо (под Парижем). Будучи делегатом Четвёртой Государственной думы Российской империи (ноябрь 1912-февраль 1917гг.

), возглавлял фракцию большевиков в ней. Неоднократно арестовывался царской охранкой за активную партийную деятельность .В 1915-1917гг. Каменев и Сталин вместе отбывали ссылку в Туруханском крае. Их обоих освободила Февральская революция 1917г. в России. В апреле 1917г. Каменев и Сталин из Сибири приехали в Петербург и возглавили руководство партийной газетой большевиков «Правда».Каменев принимал активное участие в революционных событиях 1917г. Член Исполкома Петроградского Совета и ВЦИК, делегат VII (Апрельской) конфе­ренции и VI съезда партии. На 1-м Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (3-24 июня1917г.) был членом Президиума съезда. В 1917г. неоднократно расходился с Лениным в политических взглядах. В апреле выступил против лозунга «Долой войну!». В октябре вместе с Г.Зиновьевым высказывался против вооруженного вос­стания рабочих и солдат в Петербурге, а в ноябре — за создание коалиционного советского правительства с участием меньше­виков и эсеров. После победы Октября Каменев занимал высокие государственные посты. С 29.10. по 08.11.1917г. председатель ВЦИК. Вошёл в состав межпартийной делегации, направленной в Брест для заключения сепаратного договора РСФСР с Германией. В гражданскую войну выезжал на фронт в качестве чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны .С 1918г. по 1924гг.— председатель Московского Совета, в 1922 -1926гг.— заместитель и первый заме­ститель Председателя Совнаркома РСФСР/СССР., с 1924г. по 1926гг., заместитель председателя и председатель Совета Труда и Обороны (СТО).

Член ЦК партии в 1917—1927 гг., член Политбюро ЦК в 1919—1926 гг. (в 1926 г.— кандидат). С 1922 г. в связи с болезнью Ленина Каменев председательствовал на заседаниях Политбюро.

С 1922г. Член ВЦИК и ЦИК СССР. В 1925—1927гг. Лев Каменев был одним из руководителей Новой оппозиции в ВКП(б).Дважды исключался из партии, потом дважды восстанавливал своё членство в рядах ВКП(б).

_________________________________________________________________________

Выдержки из интервью Вячеслава Михайловича Молотова (секретарь ЦК ВКП(б)1921-1930 гг.; кандидат в члены Политбюро ЦК с 1921г.,председатель Совнаркома СССР (1930-1941гг.) Воспроизводится по книге «Сто сорок бесед с Молотовым» . Из дневника Ф.Чуева. М., «Терра»-«TERRA»,1990г.

--------------------------------------------------

В.М. Молотов

О КАМЕНЕВЕ Л.Б.

Так сложилось, что в литературе имена Зиновьева и Каменева идут рядом. Но это совершенно разные люди, хотя Каменев идеологически накачивал Зиновьева Зиновьев - писучий, говорливый, язык у него, как говорится, без костей. Каменев посолиднее, поглубже и оппортунист последовательный. Зи­новьев пел, так сказать, на Каменева, поораторствует, бывало, очень революционно, а потом уже Каменев вступает в бой. Зиновьев был трусоват. Каменев - тот с характером. Он руко­водил фактически Зиновьевым. Но Зиновьев считался над Каменевым - тот его помощник, советчик. Зиновьев- главный.…Он не теоретик, а политик. Он в теории не особо разбирался. Ленин ценил его как журналиста.

…А Зиновьев тянулся то за Каменевым, то за Лениным. Но больше за Каменевым. Каменев - правый, типичный, стопроцентный правый человек. Кое-как он прятался иногда, но в большинстве случаев довольно открыто выступал. И против Ленина.

Каменев высоко ценил Ленина, видел, что это гениальный и сам Каменев - очень умный человек, но он чужой, чужой Ленину. А Зиновьев - приспособленец, ловкий такой, раз – раз, напишет статью, скажет, - у него всё делается быстро, хотя и невысокого качества, но бойко, более или менее правильновыражающее то, что говорит Ленин. Трёп один. Вместе обсуждали многие вопросы. Но Ленин Зиновьеву ни­когда не доверял. Ленин больше любил Каменева.

Во время первой мировой войны Каменев был в ссылке, а Зиновьев жил за границей, в Швейцарии, там, где и Ленин. По переписке Ленина с Зиновь­евым видно, что Ленин то и дело не доволен Зиновьевым, потому что тот качался, хотя изображал из себя ленинца. Каменева не было рядом, и он всё время проявлял крайнюю неустойчивость, Ленин его поправляет, осаживает.

После смерти Ленина, когда остались три его заместителя - Цюрупа, Рыков и Каменев, обсуждали вопрос, кого назначить Председателем Совнаркома. Были сторонники Каменева, но Сталин предпочитал Рыкова, потому что тот хоть и был за включение в правительство меньшевиков и эсеров, но против Октябрьской революции не выступал открыто, как Каменев. К тому же играло роль и то, чтобы во главе правительства стоял русский.

Каменев покрепче физически. У него совсем русский почерк, Он даже на еврея не похож. Только когда глядишь ему в глаза.

Солидный, академического вида Каменев, выступая на XI Московской партийной конференции в 1925 году, вполне определённо высказал свою точку зрения на демократию : «Сегодня говорят-демократия в партии; завтра скажут- демократия в профсоюзах, послезавтра беспартийные рабочие могут сказать: дайте нам такую же демократию, которую вызвали у себя. А разве крестьянское море не может сказать нам: дайте демократию. Поэтому я не желаю сие припечатывать».

___________________________________________________________________________________

Текст статьи первого советского наркома просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского «Лев Борисович Каменев (Розенфельд)» (впервые опубликована в книге А.В.Луначарского « «Великий переворот (Октябрьская революция)». ПБ.,1919. Ч.1.).

--------------------------------

А. В. Луначарский

ЛЕВ БОРИСОВИЧ КАМЕНЕВ (РОЗЕНФЕЛЬД)

Встретился я с Каменевым уже довольно давно, до первой революции, в период борьбы большевизма за самоопределение (1903г.-ред.) Тогда Каменев был очень мо­лод, ему было, помнится, немногим более 20 лет. Он состоял тогда правой рукой при Богданове ( А.А. Богданов, 1873-1928гг., социалист,марксист- ред.)и числился одним из самых многообещающих молодых большевиков. Помимо нашей общеполи­тической работы нас сразу соединило и многое другое, например большая любовь Каменева к литературе, его сердечная мягкость и значительная широта взглядов, которая выгодно отличала его даже от самых крупных работников социалистического движения.

Уже тогда можно было с уверенностью сказать, что Каме­нев будет хорошо владеть словом и, действительно, из него выработался интересный оратор, берущий, главным образом, прос­той убедительностью своей речи, при очень хорошей ораторской технике, позволяющей ему говорить на больших собраниях в те­чение долгого времени, прекрасно владея собою даже в самых трудных случаях.

Я думаю, однако, что настоящее призвание Каменева не столь­ко ораторское, сколько писательское. Я очень сожалею, что в настоящее время большое строительное государственное дело вы­нуло перо из рук Каменева.

Как публицист, как газетный работник, как литературный критик, Каменев играл заметную роль вообще в русской литера­туре и очень большую в нашем большевистском кругу. Его статьи в «Правде» и в нелегальной большевистской литературе шли не­посредственно вслед за ленинскими, по какой-то простой меткости их слога и их внутреннего строения, а в то же время его крити­ческие этюды бывали иногда изысканны, может быть, даже нес­колько чрезмерно. Они всегда очень остроумны, определенны в своей главной мысли и изящны по внешности.

Я знаю, что товарища Каменева всегда влечет к работе в об­ласти теории и истории литературы, к перу.

В той железной среде, в которой приходилось разверты­ваться политическому дарованию Каменева, он считался сравни­тельно мягким человеком, поскольку дело идет о его замеча­тельной душевной доброте. Упрёк этот превращается скорее в пох­валу, но, быть может, верно и то, что сравнительно с такими людьми, как Ленин или Троцкий, Свердлов и им подобные Каменев казался слишком интеллигентом, испытывал на себе раз­личные влияния, колебался.

Главным образом, всё это относится, конечно, к началу ис­тории нашей великой революции. Но я повторяю и утверждаю, что эта мягкость Каменева понятие весьма относительное и что по сравнению с политиками право­го крыла социализма он представляет собою человека огромной выдержанности и спокойной уверенности. В самые трудные мину­ты он не терялся и с большим достоинством и сдержанностью проводил намеченную линию точно, твердо.

Пожалуй, это спокойствие и эта рассудительность во всём, что касается дела, является даже своего рода отличительной чертой Каменева как политического борца, это заставляет всех считаться с ним как с замечательным мужем Совета, и в ЦК партии Каменев всегда имел и будет иметь очень большой вес. Вне деловых отношений он обладает многими очаровательными чертами: прежде всего задушевной весёлостью, большим живым интересом ко всем сторонам культурной жизни и редкой сердечно­стью в личных отношениях.

До революции 1905 года я встречал Каменева сравнитель­но редко, например на III съезде партии. (апрель 1905г.-ред.).Он работал целиком в России, я всё время за границей. Встретились мы и сошлись ближе, чем прежде, в Петрограде во время революции. Как теперь, так и тогда мы часто находили время под гром и бурю политических событий делиться мыслями об искусстве, о филосо­фии. Взгляды наши, в особенности в философии, были чрезвы­чайно близки. Одно время Каменев даже делал мне честь считать себя чем-то вроде моего ученика.

Раскол среди большевиков, последовавший после поражения первой революции, болезненно отозвался на наших отношениях. Именно принимая во внимание известную духовную близость с Каменевым, я не мог не огорчиться тем, что по поручению ЦК ленинской части нашей партии он разразился по поводу моей книги «Религия и социализм»(книга в двух томах вышла в 1908-1911гг.- ред.). и некоторых моих статей, относившихся к тому же периоду, весьма резкой, несправедливой полемической статьей. Я знаю, что политика вообще сурова и временами ма­лоприглядна, что в политической борьбе беспощадность является чем-то само собой разумеющимся. Но мне казалось, что подобную роль изобличения моих «ересей» мог бы взять человек философски более далёкий от моих воззрений, по крайней мере в недалеком прошлом.

В то время как отношения мои к Ленину, в сущности го­воря, не портились ни на одну минуту и вражда наша держалась целиком в плоскости политической, к Каменеву, ввиду этого его неожиданного подозрения, я чрезвычайно охладел.

Я, разумеется, сожалею об этом, не то чтобы я считал себя неправым, но жалко, что подобные временные недоразумения (кто бы ни был в них виноват) заставляют нас терять время и не давать друг другу все то, что мы можем дать.

В период времени от первой революции до второй Каменев пережил большие передряги, так как пробовал работать в России и, как известно, поплатился за это.(В ноябре 1914г. Л.Б.Каменев проводил совещание фракции большевиков в IV Государственной думе в деревне Озерки под Петербургом. Все участники этого совещания были арестованы. В мае 1915г.по процессу большевиков- депутатов IV Государственной думы Л.Б.Каменев приговорён к ссылке в Сибирь.- ред.).Вообще, будучи одним из трёх руководителей правой, ленинской, части нашей партии, он, быть может, больше, чем другие, пережил всевозможных приключений, играя более внешнюю и более подвижную роль в главном штабе большевизма.

Деятельность его была более или менее на виду. Я же лично мало осведомлен о той её части, которая осталась конспиративной, поэтому обо всём этом периоде мне нечего сказать.

______________________________________________________________________________________

Выдержка из книги Бориса Бажанова «Воспоминания бывшего секретаря Сталина", М.,СП «СОФИНТА»,1990г. --------------------------------------- О КАМЕНЕВЕ Л.Б.

На своё несчастье Лев Борисович Каменев находится на поводу у Зиновьева, который увлекает его и затягивает во все политические комбинации. Сам по себе он не властолюби­вый, добродушный и довольно «буржуазного» склада человек. Правда, он старый большевик, но не трус, идёт на риски революционного подполья, не раз арестовывается: во время войны в ссылке; освобождается лишь революцией. Здесь он попадает в орбиту Зиновьева и теперь всегда идёт за ним, в частности, против ленинского плана захвата власти; потом предлагает создание коалиционного правительства с другими партиями и подаёт в отставку; но скоро он опять же вслед за Зиновьевым появляется на поверхности, возглавляя Московский Совет, а потом становится чрезвычайно полезным для Ленина его заместителем по всем хозяйственным делам. А с болезнью Ленина он и фактически руководит всей хозяйственной жизнью. Но Зиновьев втягивает его в тройку, и три года он во всём практическом руководстве заменяет Ленина: председательствует на Политбюро, председательствует в Совнаркоме и в Совете Труда и Обороны.

Человек (Каменев- ред.)он умный, образованный, с талантами хорошего государственного работника (теперь сказали бы «технокра­та»). Если бы не коммунизм, быть бы ему хорошим социалистическим министром в «капиталистической» стране. В области интриг, хитрости и цепкости Каменев совсем слаб.

Женат он на сестре Троцкого, Ольге Давидовне. Она руководит ВОКСом — Всероссийским обществом культурных связей с заграницей.

_____________________________________________________________________________________

Выдержка из книги Г.С. Иван-Ивановского « Рассказы о Ленине».М., Изд-во «Русское слово», 1991г. Иван-Ивановский (1874-1952гг.)-соратник В.И Ленина. В 1925г. покинул СССР, переехал в США.

--------------------------------

О КАМЕНЕВЕ Л.Б.

У Каменева абсолютно отсутствовал слух, а всё равно он постоянно лез петь вместе со всеми. И всех заглушал своим лошадиным ржанием. Запоют «Вы жертвою пали в борьбе ро­ковой», а он взвизгивает, как на свадьбе. Или наоборот, все поют весёлую песню, танцуют, скачут, а эта труба Ерихон­ская дудит, будто это все уже на сковородке в аду пляшут.

Замечательный был борец Каменев. Он не блистал талан­тами руководителя, но дело своё знал.

Одно плохо — у него были почему-то всегда влажные руки, и не просто влажные, а будто в какой-то сукровице, как в одном из рассказов писателя Лескова. До чего ни дотронется, обяза­тельно испачкает. И запах такой неприятный. Причем испортит вещь так, что уже не отстираешь, только выбросить. И, как назло, при разговоре с кем-нибудь имел привычку тро­гать собеседника то за воротник сорочки, то за галстук, то ещё за что-нибудь. Владимира Ильича это очень сильно раздража­ло, но чуткость Ленина была беспредельна. Он не только не подавал виду, но, напротив, всегда говорил:

— Ах, какие замечательные у товарища Каменева руки! Чистые и всегда сухие. Только такими руками можно делать революцию, а не такими липкими, как у Сталина.

Рекомендуем
Популярное
наверх