ИСТОРИОГРАФ ПАРТИИ -ПОПУЛЯРИЗАТОР СОЦИОЛОГИИ Часть1.
Кто я? Кому я?
Василий Фёдоров .
( русский поэт, 1918 -1984гг.)
Концепт учёного и гражданина
В апреле 2023 года академику РАН Василию Ивановичу Жукову исполнилось 76 лет. Вся активная деятельность бывшего (до 1992г.) члена компартии прошла на ниве общественных наук и в сфере российского образования.
К настоящему времени его сознательная жизнь сложилась во многих смыслах благополучно и даже удачно. Ему не было и 40 лет, когда он стал самым молодым доктором исторических наук в стране. Более 42 лет он проработал преподавателем и научным сотрудником в учреждениях высшего образования, в том числе подготовки партийных кадров.
В.И. Жуков многогранен. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1997г.).Доктор исторических наук(1986г.). Профессор (1987г.). Известен как основатель и ректор Российского государственного социального университета (РГСУ, с 1991г.).Член-корреспондент РАН по Отделению общественных наук (социология, с 22 мая 2003г.). Действительный член -Академик РАН (с 25 мая 2006г., секция философии, политологии, социологии, педагогики и права), член Общественной палаты Центрального Федерального Округа РФ (2013г.).Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2006г.).Кавалер государственных орденов «За заслуги перед Отечеством» IV cтепени (2000г.) и III степени (2006г.).Удостоен Благодарности Президента РФ (2002г.).Награждён Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова.Имеет ряд других госнаград. Отмечен научной медалью Питирима Сорокина (РАН,2008г.)
В .И. Жуков побывал в разных общественных ипостасях: президент Союза социологов России, президент Российской академии социального образования, первый вице-президент Российской академии социальных наук, вице-президент Национального общественного комитета «Российская семья», первый заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы, член президиума ВАК России, член Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации, главе Администрации Президента России, Полномочном представителе Президента России в Центральном Федеральном округе.
За жизни годы круг научных интересов В.И.Жукова менялся.Если его первые студенческие работы были связаны с историографией ( в том числе возникновение и сущность крепостного права, выступление декабристов и революционное движение),то в последствии на первый план вышли теория,методология,источниковедение исторической ( в том числе историко-партийной) науки. Исследования в этом плане, редком для историков направлении легли в основу его докторской диссертации.
Сфера научно- исследовательских интересов академика-социолога РАН В.И. Жукова обширная.Это- историко-социологическая компаративистика, социальная история, народонаселение, миграция, демографические процессы, методология математического моделирования управления социальными процессами, этносоциология, социальная статистика, политические институты и процессы, история, социология, экономика, политика образования. По этой проблематике В.И.Жуков опубликовал более 500 работ, Он является автором более 250 печатных трудов, в том числе более 20 монографий и книг.В их числе: « Россия: состояние, перспективы, противоречия развития»(1995г.), «Реформы в России.1985-1995 годы»(1997г.), «Социальная история России» в 3-х томах(1999г.), « Социальная политика: парадигмы и приоритеты»(2000г.), « Российские преобразования социология,экономика,политика»((2003г.).В.И.Жуков имеет свыше 100 публикаций в отечественной и зарубежной периодической прессе в том числе на немецком, французском, английском, китайском, корейском и других языках. Его публицистические выступления в печати имеют заметное влияние на общественное мнение.
Академик РАН, ректор РГСУ В.И. Жуков осуществлял большую разностороннюю программу соработничества РГСУ, других образовательных и общественных организаций с Русской Православной Церковью в сфере нравственного воспитания и вовлечения молодого поколения в духовную жизнь общества. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексей II удостоил В. И. Жукова Патриаршей Грамотой, орденов РПЦ Преподобного Сергия Радонежского III степени, ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени , ордена преподобного Серафима Саровского(III степени), дважды знака Русской Православной Церкви "Добрый пастырь".
В 2005г. академик В. И. Жуков за награжден медалью "Диалог культур" ЮНЕСКО.
В общей сложности В.И.Жуков имеет более 100 государственных, правительственных, ведомственных, международных, церковных и других наград.
Дедов внук
Василий Иванович Жуков родился первого апреля 1947г. в глубинке Курской области СССР (России) , селе Верхнее Смородино Золотухинского района. Источники сообщают: в послевоенные годы Вася рос без родителей, воспитывался в семье бабушки и дедушки по материнской линии.
Судя по имеющимся сведениям, ребёнком мальчик биологически был зачат в конце мая- начале июня 1946г. Его родителями могли быть женщина и мужчина села Смородино Золотухинского района и ему близлежащих сельских поселений Курской области.Отцом ребёнка мог стать один из военнослужащих, демобилизованных в связи с окончанием войны и едущих по назначению ( домой на малую родину или на другое место воинской службы). В 1946г. через райцентр Золотухино по железнодорожной магистрали в направлении областного города Курск проследовали сотни эшелонов с советскими офицерами и солдатами, в Великую Отечественную войну воевавшими на западных фронтах.
Сам Василий Жуков, впоследствии, даже став вполне взрослым человеком, никогда и нигде не объяснял, ничего и никому не говорил почему в ту пору он не жил с родителями (матерью и отцом).Биографы В.И.Жукова данную тему не освещали. Мы можем лишь сделать некоторые предположения.
После окончания Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) в Курской области,как и во многих других районах российского Среднего Черноземья ,большинство промышленных городов и сельскохозяйственных поселений, коммунальное и дорожное хозяйство ещё лежали в руинах. Летом 1943г.на территории области несколько суток продолжались сокрушительные танковые сражения советских и германских войск. В сельской местности положение усугублялось жестокой засухой 1946-1947 годов. Местное население испытывало неимоверные тяготы послевоенной жизни. Не было постоянной работы и заработков. Не хватало продовольствия. В таких условиях семьи с малолетними детьми стремились выехать из области, на временное или постоянное жительство, в другие благополучные регионы страны. Далее их личные ситуации могли складываться неоднозначно.
1.Версия. Вероятные отец и мать Василия по взаимному решению и с согласия деда (отца матери), оставив ему на попечение 6-8 месячного внука, уехали на заработки в Сибирь (на лесосплав, золотые прииски) или на Сахалин (рыбный промысел). По истечении некоторого времени ( год, два,три и.д.), обстоятельства изменились в лучшую сторону. Родители мальчика обжились на новом месте: появилось своё хорошее несъёмное жильё, закрепился постоянный заработок, стали накапливаться денежные сбережения, наладилось устойчивое и доступное снабжение продуктами питания, осуществлялось гарантированное медицинское обслуживание, имелись регулярная транспортная и телефонная связь с другими городами и населёнными пунктами. Однако выяснилось, здесь не решаются новые жизненные проблемы: в округе нет детских дошкольных учреждений (ясли, детский сад), в ближайшие пять лет не будет мест в местной школе. В итоге обоюдных размышлений родители решили: до лучших времён (ещё на 4-5лет) самим остаться в нынешнем жилье, а сынка доращивать у дедушки с бабушкой до 7 годков, когда надо ему пойти в школу. .
- Версия. У предполагаемых отца и матери Василия Жукова личные отношения были случайными или временными. Они, либо прервались до регистрации официального брака между сторонами этих отношений, или брак между ними вовсе не заключался. Их совместный ребёнок мог родиться независимо от факта оформления документа о бракосочетания физических родителей. Одной из сторон родившийся младенец мог оказаться нежеланным или ненужным.
- По слухам, вообще-то Вася Жуков, считался подкидышем к дому деда.Тот оказался сердобольным человеком и оставил младенца у себя, поскольку несколько лет назад его собственная взрослая дочь ушла из родительского дома и пропала ни весть где. Других детей у деда с бабкой в то время не было.
Первая любовь - история
В 1965г. Василий Жуков с золотой медалью окончил Нижне-Смородинскую общеобразовательную среднюю школу (Курская область ). Он решил повысить свои общеобразовательные знания.Его привлекала наука и действительность истории. Ведь он уже жил и живёт во времена больших свершений и сложных событий в стране и мире. В обществе было ещё сильно ощущение горечи утрат советского народа в годы жестокой и кровавой борьбы с германо-фашистскими ордами.Вместе с тем, с огромным энтузиазмом и великой гордостью за нашу многонациональную страну были встречены сообщения о первом в истории человечества орбитальном космическом полёте нашего соотечественника Юрия Гагарина(1961г.), о начальных запусках СССР космических ракет в сторону Луны( 1951- 1956гг.). Учёные СССР осуществили пуск первой в мире АЭС (1954г.), вывели на космическую орбиту первый в мире спутник Земли (1956г.), открыли лазер (1963г.).Фактически всем советским народом реализована грандиозная программа по освоению залежных и целинных земель в Казахстане, Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке (1954-1956гг.).Произошли изменения в политико-социальном руководстве государством и страной (1953г.-смерть.В.Сталина;1964г.-смещение Н.С.Хрущёва).
В подобных общегражданских свершениях миллионов жителей трудящихся Василий Жуков мечтал участвовать. С этой мыслью он в 1965г. поступил на исторический факультет Воронежского ордена Ленина государственного университета(ВГУ) имени Ленинского Комсомола. Почему город Воронеж, а не родной и территориально близкий г. Курск, где тоже были вузы? Ответ прост: те институты имели производственно- хозяйственный профиль обучения, в них не было гуманитарных факультетов и прежде всего не велась целевая историческая подготовка учащихся.
Мемуаристы отмечали: в ВГУ Вася Жуков обучался в специальной студенческой группе ( вероятно, имелось в виду ,что в те годы уже было разрешено преподавание и изучение немецкого языка). В университетский период Василия Василий старался материально не обременять родственников, совмещал учёбу в вузе с работой кочегаром, сторожем, дворником, в составе студенческих строительных отрядов трудился на лесосплаве на Енисее, на стройках в Актюбинской и Воронежской областях, на местном золотом прииске «Кулар».
В 1970г. Василий окончил университет с отличием, получил специальность учителя «История с правом преподавания немецкого языка». В том же году В.И. Жуков начал педагогическую деятельность учителем истории и немецкого языка в средней школе № 64 города Воронежа. Вскоре его пригласили работать ассистентом кафедры в Воронежский политехнический институт. Через год Василия Жукова призвали в Советскую армию, где он служил в войсках и учреждениях специального назначения ПВО страны.
После службы армии Василий почувствовал моральную тягу и внутреннюю уверенность к получению дальнейших, более высоких, теперь уже научных, знаний. Его прияли в аспирантуру Воронежского университета. Здесь он за два с половиной года подготовил и в 1979г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Принцип коллективности партийного руководства и его освещение советской историографией 1956—1978гг.». Затем молодой учёный В.И.Жуков по распределению был направлен в Воронежский политехнический институт. Здесь прошёл все ступени профессионального и должностного роста: был преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, старшим научным сотрудником. В 1986г. В.И. Жуков защитил докторскую диссертацию на тему «Осуществление и развитие КПСС принципа демократического централизма: современная историография». Вскоре стал профессором кафедры истории КПСС Воронежского политехнического института.
На молодого и толкового учёного историографа из Воронежа обратили внимание партийные власти в Москве,он стал активно читать публичные лекции и вести семинары на социально-политические темы по путёвкам областного общества «Знание». В сентябре 1987г., в числе 5 молодых (до 40 лет) докторов наук воронежских вузов, Василия Жукова пригласили работать в московской Высшей партийной школе (ВПШ) ЦК КПСС. В Москве его карьера быстро пошла вверх. Василия Ивановича назначили руководителем кафедры партийного строительства МВПШ.В 1990г. эта кафедра была переименована в кафедру теории и организации политической деятельности. Жукова вновь утвердили руководителем кафедры. В то время в партшколе поговаривали , что успехи в научной и учебно-административной деятельности Василий Жуков во многом поощряются ректором МВПШ (с 1986г.) В.Н. Шестаковским. Следует отметить, тот был известен своими прогрессивными демократическими взглядами на организацию жизни советского общества. Считалось, что Шестаковскому благоволил А.Н.Яковлев, член Политбюро ЦК КПСС и секретарь ЦК, курирующий вопросы идеологии, информации и культуры.
В ходе перестройки советской экономики и государства в МВПШ появилось новое направление: работы : создание в структуре партийного вуза Центра подготовки специалистов для социальной сферы. 27 марта 1991г. на базе МВПШ был создан Российский социально-политический институт (РСПИ) ЦК КП РСФСР. В апреле 1991г.В.И.Жуков был назначен и.о.проректора по научной работе РСПИ. У него появилась возможность влиять на определение направлений научных изысканий и развитие образовательной деятельности учебного заведения. В новой должности Василий Иванович намеревался создать предпосылки для постепенного перепрофилирования партийного вуза в университет социального направления, способного готовить для страны специалистов высокой социальной коммуникации.
Борьба за социальный вуз
Василий Иванович Жуков –вырастал в двух русских поселениях – отроком в Курской области и в молодом возрасте в Воронежской области. В его анатомическом типаже и нравственном характере присутствуют многие черты и свойства, присущие курянам и воронежцам. От первых Василий Иванович впитал в своё сознание : силу духа, смелость, особую энергетику , готовность к подвигу, удивительную чуткость, трепетность души; а также хамство, рыночную хитрецу. От вторых Василий усвоил: добрый нрав, и спокойное поведение , улыбку и дружелюбие в инициативах, находчивость, проворотливость в делах ( везде пролезет, всех кого надо протянет и заставит работать на себя), способность к подвигу, если не для других, то для себя, а в месте с тем хамство, глупость, быдловатость, повальную тягу к правонарушениям , балансирование на грани правовых срывов.
В.И.Жуков унаследовал и общий недостаток своих условных воспитателей - курян и воронежцев: пускать пыль в глаза. Несмотря на реальные заслуги и достоверные дела, много привирать по любому подходящему случаю.
Жизнь без родителей психологически закалила Василия Жукова, служба в армии физически укрепила его тело.
***
Трагические для страны политические события августа 1991г. прервали размеренное существование РСПИ. Новые российские власти решили избавиться от вуза,имеющего прокоммунистическую ориентацию. Ссылаясь на указы Президента РСФСР от 11.07.1991г. №1, от 20.08.1991г.№66 и от25.08.1991г №90, уже 27.08.1991г. премьер Правительства г.Москвы Юрий Лужков издал распоряжение о передаче материальной базы РСПИ вновь созданному Российскому государственному гуманитарному университету (РГГУ) и другим организациям столицы. О5.09.1991г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял постановление №109 о ликвидации Российского социально- политического института. В связи с закрытием РСПИ более 600 преподавателей, 500 сотрудников были уволены, а около 2500 студентов, в том числе 200 иностранных учащихся отчислены. Небольшая часть преподавателей и управленцев РСПИ перешли на работу в РГГУ и другие вузы, иные учреждения. Бывший ректор МВПШ Блинов Н.М., зная о предстоящих изменениях, ещё 2 июля 1991г. в отделе кадров взял свою трудовую книжку и устроился на работу в Таможенную академию.
Казалось бы, в Москве всё кончено для деятельности доктора исторических наук, зав.кафедрой, многолетнего пропагандиста теории и практики партийно- советского строительства Василия Жукова. Он думал: как быть? Возвращаться с семьёй в областной Воронеж, хоть и столицу Черноземья – зачем, всё начинать сначала? Опять идти преподавать и заниматься научными изысканиями в местных очагах высшего образования- университете и политехе, или встроиться в областную чиновничью номенклатуру по линии идеологического и информационного просвещения.
Однако, не таков был Василий Жуков , чтобы сникнуть при любой надвигающейся напасти. Он, бывший спецназовец, решил дать бой чиновникам всех уровней федеральной власти за своё место по солнцем. Василий Иванович намеревался добиться восстановления, незаконно как он считал, ликвидированного РСПИ или открытия в г.Москве нового, аналогичного высшего учебного заведения, готовящего специалистов высшей социальной квалификации.
Народная мудрость гласит – один в поле не воин.
Из неустроенных к работе преподавателей, научных специалистов и активистов- студентов бывшего РСПИ Василий Жуков собрал и сагитировал людей, одинаково с ним мыслящих или сочувствующих идее воссоздания в высшего учебного заведения социального образования.
Нужно было иметь возможность и право на свободу действий при обсуждении во властных кругах вопросов организации и деятельности в г.Москве первого в стране института социальной направленности. Бывалый и тёртый административной сфере Жуков вначале заручился письменной доверенностью от своих соратников, а затем и юридически заверенным документом. Добился издания приказа Госкомитета по делам семьи демографической политике при Совмине РСФСР от 11.10.1991г. № 167 о назначении В.Н.Жукова ректором-организатором воссоздаваемого РСПИ. Затем, несколько месяцев Василий Иванович провёл в словесных баталиях и в деловых переписках с владельцами больших служебных кабинетов десятка министерств и ведомств РФ, общественных учреждениях, в правительстве Москвы и, конечно, в Кремле. Он ходил туда ежедневно как на работу: разъяснял свою позицию, просил поддержки от неравнодушных руководителей-сторонников новых веяний, требовал от чиновников Комитета по делам высшей школы РФ и от администраторов муниципального уровня соблюдать действующее законодательство о собственности вузов, настаивал на принятии и неукоснительном выполнении принимаемых правительственных решений по возврату учебных корпусов, служебных помещений и общежитий, ранее принадлежащих РСПИ.
Ректор- организатор Василий Жуков с сотоварищи решительно и настойчиво противостояли враждебным действиям влиятельных оппонентов, которые предпринимали все шаги, чтобы сорвать создание социального вуза в Москве. Его ярыми противниками тогда много выступали демократы первой волны: Ю.Н.Афанасьев ,ректор бывшего московского историко-архивного института (МИАИ, с 1991г. РГГУ); Ю.М.Лужков (мэр г.Москвы) и А. Музыкантский ( префект Центрального округа г.Москвы), отстаивавшие интересы Ю.Афанасьева Э.А.Шеварнадзе (бывший министр иностранных дел СССР) и Г.Х.Попов ( мэр г.Москвы, 12.06.1991-06.06.1992гг.)-;инициаторы создания Советско-американского университета, которому потребовались свободные помещения в центре г. Москвы); Ю.Л. Ильин и М.Ю.Зурабов (руководители крупного и влиятельного треста «Моспромтехмонтаж» в системе тогда всесильного министерства Российской атомной энергии (министр В.М.Михайлов).
В организационный период становления нового социального института ректор -организатор В.Н. Жуков проявил большую политико-административную гибкость и хозяйственную сметку в возврате и материальном обустройстве более десятка зданий ( около полтысячи помещений), ранее отобранных у РСПИ и бывших в пользовании многих организаций, в том числе в частной аренде.
При решении этих проблем Василий Иванович Жуков неоднократно, тактично и напористо обращался к известным обладателям высоких должностей в правительстве России и на ответственных постах в государственных ведомствах РФ. Позже, тех людей, с которыми он встречался в сентябре-декабре 1991г. и которые оказали наибольшее содействие его созидательной миссии по сохранению РСПИ, ректор-организатор называл публично.Это были ответственные лица: Руководитель Администрации Президента РФ,председатель Комитета Верховного Совета РФ по делам женщин, семьи и детей; Государственный советник Российской Федерации по вопросам материнства и детства; зам.председателя Госкомитета РФ по делам семьи и демографической политике; два народных депутата РФ, и.о.Председателя Верховного Совета РФ, два заместителя председателя Правительства РФ по социальной политике, два министра по социальной защите населения РФ; руководитель трёх секретариатов заместителей председателя Правительства РСФСР. В последствии, многим из них по настоянию ректора первого в России социального университета В.И. Жукова Учёный совет вуза присвоил звание Почётного доктора МГСУ/РГСУ.
Для окончательного решения судьбы создания в Российской Федерации первого социального института решающее имели обращения ректора-организатора В.Н. Жукова к высшим лицам государства - Президенту РФ Борису Николаевичу Ельцину и первому заместителю Председателя Правительства РФ Геннадию Эдуардовичу Бурбулису. В результате Канцелярия Правительства РСФСР 25 ноября 1991 года зарегистрировала Постановление Правительства РСФСР за № 15 « О создании Российского государственного социального института». Документ подписан Первым заместителем Председателя Правительства РСФСР Геннадием Бурбулисом.
После юридического узаконения деятельности РГСИ начались материально- технические работы и учебно-организационные мероприятия по фактической подготовке нового вуза к первому учебному году. Были предприняты самые действенные меры, вплоть до инициативных и неординарных.Так, ректор организатор В.И.Жуков, в частности, вспоминал, «группа сотрудников бывшего (РСПИ/ МВПШ) во главе с генерал-майором в отставке Н.М.Шлихуновым привезли в РГСИ списанную в воинской части конторскую мебель и хозяйственный инвентарь (шкафы,столы и стулья,кровати и тумбочки,кухонные котлы и кастрюли).Зачисленные в новый вуз студенты- мужчины временно стали электриками, дворниками, охранниками, сантехниками; женщины шили шторы, отмывали потолки, стены, полы,лестницы. Работа кипела». Другой показательный момент. В 1992г. некая Гуманитарная комиссия выделила РГСИ почти 40 млн. рублей для завершения строительства и капитальный ремонт учебных зданий и вспомогательных объектов.(Секретарём этой комиссии был П.В. Онищенко, давний приятель В.И.Жукова). В целях выполнения ремонтных работ и технического обустройства воссоздаваемого РГСИ ректор -организатор вуза , с согласия Министра социальной защиты населения РСФСР ПамфиловоЙ Э.А., на основе подрядных договоров привлекал строительных и ремонтных рабочих из предприятий Москвы и Подмосковья, Воронежской, Саратовской, Курской и других областей. Директоры предприятий, к которым В.И.Жуков обращался за такой поддержкой, охотно откликались и шли навстречу: многие из них в своё время обучались в МВПШ/РСПИ и помнили руководителя кафедры партийного строительства этого вуза.
К 1 сентября 1992г. все ремонтные работы в РГСИ были завершены: помещения оснащены всем необходимым для учёбы и проживания учащихся.
Новый вуз под названием "Российский государственный социальный институт" (РГСИ) в г. Москве был создан путём конверсии нескольких бывших партийных школ. В последствии вуз несколько раз менял своё название и ведомственную подчинённость(1994г., 2004г., 2005г.,2010г., 2018.). В настоящее время официальным юридическим учредителем РГСУ считается Минобрнауки РФ. При всех ведомственных перестройках в управлении высшим образованием России, В.И. Жуков до 2012г. оставался действующим ректором РГСУ(РГСИ, МГСУ).
Бизнес- стратег в социальном образовании
В период создания и формирования первого в России государственного социального института доктор исторических наук, профессор Василий Иванович Жуков вначале проявил себя по обывательски хватким человеком,хозяйственником.Но, после придания вузу нового статуса - Московский государственный социальный университет (МГСУ), в сфере образовательных услуг ректор -основатель стал действовать в качестве заправского предпринимателя -бизнесмена.
Ещё в январе1992г. Василий Жуков задумал по всей стране создать хозрасчётные учебно-консультационные пункты(УКП) социального образования МГСУ для подготовки кадров по специальностям: «Экономика и социология», «Юриспруденция»,«Социальная работа», »Финансы и кредит», «Экономика и социология труда» и другим дисциплинам, обучаемым в вузе.Уже в 1993-1994гг. такие пункты были открыты в городах Ташкент,Сургут,Уфа,Карачаево, Саратов, Чебоксары,Электросталь и Дедовск (Московская область), Воронеж, Курск. Спустя 2-3 года почти во всех этих городах УКП были преобразованы в полноценные учебные филиалы МГСУ. В последующие годы создание новых территориальных подразделений университета ускорилось. По состоянию на 1.01.2003г. в МГСУ обучалось 65,6 тыс.студентов, в том числе в территориальных организациях вуза 59,5 тыс.человек (91,3%). По состоянию на 01.01.2006г. соответствующие показатели по университету (РГСУ) составили:100,0. тыс.чел.;78,1 тыс. чел. и (78.1%). По данным на 01.01.2011сг. в РГСУ нассчитывалось 83, 1 тыс. обучаемых, в том числе в 43 филиалах учились 64.2 тыс.студентов.(77,2%).
З а счёт данного фактора МГСУ улучшил показатели общей деятельности: расширился приток абитуриентов и повысилась численность обучаемых студентов, возросли поступления бюджетных средств на содержание слушателей, зачисленных на плановые места, увеличились возможности роста внебюджетных доходов от оказания дополнительных образовательных услуг слушателям вуза (спецкурсы, внеучебное пользование электронной вычислительной оргтехникой, другие виды). Создание филиалов обусловило повышение доли заочно-дистанционных методов в преподавании базовых дисциплин и курсов социального профиля. Однако, размах развития филиальной сети МГСУ (РГСУ) в указанном 10-летнем периоде удивлял и настораживал. В вузовской среде России возникали вопросы о нерациональном распределении бюджетных средств между территориальными образовательными учреждениями страны.
Другим волевым методом воздействия ректора- основателя на эффективность деятельности вверенного ему высшего учебного заведения стало высказанное им в марте 2001г. на заседании Учёного совета МГСУ чёткое требование к коллективам кафедр и образовательных центров расширить и усилить научно- исследовательскую работу по приоритетным направлениям социологической теории и практики. Результаты такого «плотного» административного подхода сказались скоро. В целом по МГСУ в 2003г. объём финансирования НИР равнялся 21,7 млн руб., в том числе от предприятий и предпринимателей 21,0 млн руб.; в 2009г. целом по РГСУ эти данные составили – соответственно 117,3 млн руб. и 56,7 млн.руб. Как следствие, заметно увеличились денежные поступления, в том числе внебюджетные доходы, в казну университета. Одновременно резко поднялся рейтинг университета как заметного научно-исследовательского центра социологического направления.
Ещё один нажимной акт. В июне 2000г. по инициативе ректора В.И.Жукова Учёный совет МСГУ принял решение о расширении платности за обучение студентов, поступающих в вуз на контрактной основе и в порядке их учёбы на договорной основе. Хотя, такое действие администрации университета трудно признать социально верным и экономически обоснованным. Однако, РГСУ надо было как можно скорее снижать планку хозяйственной зависимости от федеральных ведомств- централизованных финансовых регуляторов.
Продолжение следует.
Свежие комментарии