На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Семинария

3 подписчика

Свежие комментарии

КАРЛ МАРКС – ИДЕОЛОГ СОЦИАЛИЗМА

На начало мая 2018г. приходится 200-летие рождения Карла Маркса (Karl Heinrich Marx),одного из величайших гениев человечества, философов –мыслителей XVIII века. По происхождению немец, он прославился как идеолог социализма, автор масштабного социально-экономического и политического произведения «Капитал», основоположник научного коммунизма –марксизма, организатор практического мирового коммунистического движения – I Интернационала.

Для многих поколений трудящихся масс во всём мире имя Маркса стало символом коммунистической революции.

14 марта2018г. исполняется 135 лет со дня смерти Маркса. В связи с этой датой уместно привести текст брошюры «Карл Маркс», изданной к 50-летию его кончины. Брошюра подготовлена Институтом Маркса- Энгельса – Ленина при ЦК ВКП(б) и выпущена в свет Партиздатом в 1933 году тиражом 200000 экземпляров. Некоторые положения этого документа не потеряли актуальности в настоящее время.

Ниже воспроизводится оригинальный текст книги. Подчёркнутые слова и фразы в оригинале напечатаны курсивом.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

КАРЛ МАРКС

(к пятидесятилетию со дня смерти)

1.14 марта 1933 года исполняется полвека со дня смерти великого основоположника научного коммунизма, учителя и вождя международного пролетариата, К.Маркса(1818—1883).

Еще при жизни Маркса и Энгельса их революционное учение одержало решающую победу над всеми разно­видностями домарксовского социализма. Уже тогда пе­редовые рабочие всех стран видели в Марксе своего признанного учителя и вождя. Уже тогда имя Маркса было для буржуазии всего мира ненавистным символом коммунистической революции.

С тех пор буржуазная наука несчетное число раз пы­талась «опровергнуть» марксизм, чтобы идейно разо­ружить пролетариат, чтобы превратить его в политический придаток буржуазии.

Господствующие классы несчетное число раз пытались «запретить» марксизм, чтобы силой задержать рост революционного классового сознания про­летариев. Вопреки учёным лакеям буржуазии и вопреки её тюремщикам, каждая новая ступень классовой борьбы приносила марксизму новые подтверждения, новые по­беды. Знамя Маркса стало знаменем миллионов,иду­щих в бой за революционное низвержение капитализ­ма, за пролетарскую диктатуру, за победу коммуниз­ма во всем мире.

2.«Диалектика истории такова, что теоретическая по­беда марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами» (Ленин)[1]. Оппортунисты всех видов и от­тенков пытались извратить учение Маркса, чтобы при­способить его к потребностям буржуазии. Они задались целью подменить боевую теорию пролетарской революции предательской проповедью «мирного» врастания в социа­лизм путем буржуазной «демократии». Опираясь на рабочую аристократию, подкупленную и развращённую империалистической буржуазией, оппортунисты добились фактического господства в довоенном II Интернационале.

Но эпоха империализма несла с собой не «социальный мир», который проповедывали предатели, а небывалое обострение классовых противоречий во всем буржуазном мире. Центром мирового революционного движения стала Россия, потому что здесь был завязан узел всех импе­риалистических противоречий. Авангардом мирового ра­бочего класса стал русский пролетариат, руководимый партией большевиков во главе с гениальным продол­жателем дела Маркса и Энгельса—Лениным. «Ленинизм не только возродил марксизм, но он сделал ещё шаг вперед, развив марксизм дальше в новых условиях ка­питализма и классовой борьбы пролетариата» (Сталин).[2]

Так сложился ленинизм—марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Вне ленинизма нет и не может быть в нашу эпоху подлинного марксизма.

3. Ровно 20 лет тому назад, в связи с 30-летием со дня смерти Маркса, Ленин предсказывал великий исто­рический триумф, который принесёт марксизму грядущая историческая эпоха.

Это предсказание сбывается на наших глазах. Уста­новив в октябре 1917 года власть советов, в героической борьбе против русских капиталистов, помещиков и ку­лаков, против интервентов, против II Интернационала, открыто перешедшего на сторону контрреволюционной буржуазии; в упорной борьбе против агентов классового врага, оппортунистов правого и «левого» толка , —партия большевиков под руководством Ленина и Сталина от­стояла и укрепила пролетарскую диктатуру и построила фундамент социалистического общества. СССР - воплоще­ние дела Маркса. Победа первой пятилетки величай­ший всемирно-исторический триумф марксизма.

И по ту сторону советских границ дело Маркса крепнет и побеждает. Невиданный экономичкризис потрясает устои капиталистического общества. Буржуазный мир— на пороге нового тура революций и войн. Созданный Лениным Коммунистический Интернационал ведёт мил­лионные массы рабочих, трудящихся, колониальных рабов на новый штурм капитализма.

ГЛАВНОЕ В МАРКСИЗМЕ—УЧЕНИЕ О ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАРИАТА

4. Маркс и Энгельс выработали основы своей револю­ционной теории в 40-х годах прошлого века. Уже тогда они заявили, что дело рабочего класса—не только понять и объяснить мир, но и изменитьего. Марксизм—не­разрывное единство революционной теории и револю­ционной практики. Гениально обобщив, критически пе­реработав весь исторический опыт угнетенных классов, Маркс дал пролетариату непобедимое оружие в борьбе против его классовых врагов, в борьбе за установление своей диктатуры, за победу социализма.

Учение Маркса «возникло как прямое и непосредственное продолжениеучения величайших представителей фило­софии, политической экономии и социализма. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, не­примиримое ни с каким суеверием, ни с какой защитой буржуазного гнёта. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, француз­ского социализма» (Ленин).[3]

Задолго до Маркса появлялись люди, мечтавшие о таком строе, где не было бы эксплоатации и гнета. Но только Маркс превратил социализм из мечтаний этих одиночек- утопистов в науку. Маркс впервые открыл и исследовал закон движения капиталистического общества; он доказал, что капиталистическое развитие неизбежно ведет к про­летарской революции. Маркс научно доказал, что «между капиталистическим и коммунистическим обществом ле­жит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ни чем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.[4].

5. Главное в марксизме—учение о диктатуре пролета­риата. «Что касается меня,- писал Маркс в 1852 году,— то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою... То, что я сде­лал нового, состояло в доказательстве следующего:1) что существование классов связано лишь с определенными историческими битвами, свойственными развитию произ­водства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких клас­сов и к обществу без класса...» [5].

Учение Маркса о диктатуре пролетариата неразрывно связано с его учением о пролетарской революции. Маркс доказал, что кроме пролетарской революции нет другого пути к диктатуре рабочего класса. «Мирное» развитие к социализму невозможно, потому что буржуазия не уступит без борьбы свою политическую и экономическую власть. Необходимо победоносное вооружённое восста­ние, неизбежна гражданская война, чтобы пролетариат, руководимый коммунистической партией, возглавляя ре­волюционные массы трудящихся и угнетенных, силой сверг политическое господство буржуазии и установил свою дик­татуру. Завоевание власти пролетариатом не означает, что госу­дарственный аппарат просто переходит из рук буржуазии в руки рабочих. Маркс утверждал, что бюрократически- военная машина буржуазного rocударства должна быть разбита, сломана революцией и заменена пролетарским государством.

В течение десятков лет Маркс обосновывал, развивал, защищал против реформистов и анархистов свое учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Он подвергал беспощадной критике иллюзии» социал- филантропов» о том, что господствующий пролетариат не будет якобы нуждаться в применении революционного насилия. Диктатура нужна пролетариату для того, чтобы подавлять сопротивление эксплоататоров, чтобы ликвидировать эко­номические основы существования классов.

«Это значит,—писал Маркс,—что покуда существуют еще другие классы, в особенности класс капиталистиче­ский, покуда пролетариат с ним борется (ибо с приходом его к власти не исчезают ещё его враги, не исчезает старый общественный строй), он должен применять сред­ства насилия, так как насилие—средство для управления; если он сам ещё остается классом и если не исчезли ещё экономические условия, на которых основывается классо­вая борьба, т. е. существование классов, они должны быть насильственно устранены и преобразованы, процесс их преобразования должен быть насильственно ускорен».[6]

6. Эпоха, когда жил и боролся Маркс, была (до начала 70-х годов) эпохой завершения буржуазных революций. Но уже чартистское движение в Англии 40-х годов и восстание парижских рабочих в июне 1848 года были мощными попытками пролетариата поколебать основы капиталистического строя; Парижская Коммуна 1871 г. от­крывала новую историческую эпоху, когда главные стра­ны Запада покончили с буржуазными революциями, эпоху подготовки к новым великим боям за пролетарскую дик­татуру.

Маркс обосновал теоретически и показал на деле, ка­кова должна быть стратегия и тактика рабочего класса в буржуазно-демократической революции. Маркс и Эн­гельс со всей силой подчеркнули значение вопроса о союзниках пролетариата в этой борьбе – о крестьянстве и национально-революционном движении. Критикуя нерешительность, половинчатость непоследовательность всех направлений буржуазной демократии, Маркс доказал, что дело пролетариата - возглавить народное восстание про­тив крепостников-помещиков, довести до конца буржуаз­но-демократический переворот, беспощадно, по-плебейски расправиться с остатками феодализма и тем самым расчи­стить почву для дальнейшей борьбы против буржуазии, открыть дорогу для социалистической революции. «Маркс и Энгельс дали основные наброски идеи гегемонии про­летариата» (Сталин). [7]

«В то время, как демократические мелкие буржуа,—пи­сал Маркс,—хотят... наиболее быстро закончить револю­цию, наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государствен­ной власти, пока ассоциации пролетариев не только в одной стране, но и во всех господствующих странах мира не разовьются настолько, что конкуренция между пролетариями этих стран прекратится, и пока, по крайней мере, решающие производительные силы не будут скон­центрированы в руках пролетариев». [8]. Другими словами, Маркс предлагал использовать до дна революционную энергию широчайших народных масс, чтобы, добившись победы над всеми эксплоататорами, установить дикта­туру пролетариата.

7. Маркс впервые показал огромную роль трудящегося крестъянства, как важнейшего союзника пролетариата на всех этапах его революционной борьбы. «Я все больше убеждаюсь,—писал в 1851 году Маркс Энгельсу,—что пре­образование сельского хозяйства и основанной на нем соб­ственнической мерзости должно стать альфой и омегой будущего переворота»[9].«Всё дело в Германии будет за­висеть,—писал Маркс в 1856 г.,—от возможности поддер­жать пролетарскую революцию каким-либо вторым из­данием крестьянской войны» [10].

Маркс гениально вскрыл двойственную природу кре­стьянина, в котором борются труженик и собственник, «рассудок» и «предрассудок», «будущее» и «прошлое». Маркс научно доказал неизбежность расслоения крестьян­ства в условиях капитализма, выделения эксплоататорской верхушки деревни—крестьянской буржуазии, и растущего обнищания эксплоатируемых масс, для которых капита­лизм—вампир, «высасывающий кровь сердцаи мозг го­ловы»[11].«Крестьяне поэтому находят себе естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном­ниспровергнуть буржуазный строй (Маркс)[12].

Маркс и Энгельс наметили пути привлечения этих ос­новных масс крестьянства на сторону пролетарской ре­волюции. Пролетариат «должен в качестве правитель­ства принимать меры., благодаря которым крестьянин непосредственно улучшает свое положение и сам пере­ходит на сторону революции;однако, это такие меро­приятия, которые в основе облегчаютпереход от част­ной собственности на землю к собственности общест­венной,так что крестьянин экономически сам доходит до этого» (Маркс)[13].

С изумительной четкостью Маркс и Энгельс предска­зали гигантскую роль крупного социалистического зем­леделия и коллективных форм хозяйства при переходе от капитализма к социализму. «Что при переходе к комму­нистическому хозяйству,—писал Энгельс,—нам придется в широких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативное производство, в этом Маркс и я ни­когда не сомневались. Дело должно быть поставлено так, чтобы общество —следовательно, на первое время госу­дарство—удержало за собой собственность на средства производства и таким образом частные интересы коопера­тивного товарищества не могли бы возобладать над инте­ресами всего общества в целом...»[14].«Речь идет о пере­даче—вначале на арендных началах—крупных поместий самостоятельным кооперативным товариществам, ведущим хозяйство под руководством государства и при том усло­вии, что государство остаётся собственником земли. Это мероприятие имеет то большое преимущество, что будучи по сути дела практически осуществимо, оно не может быть пущено в ход ни одной партией, кроме нашей...»[15]

8.Маркс наметил основы революционно- пролетарской политики в национально- колониальном вопросе. На примере Ирландии, порабощенной английскими капи­талистами, Польши, стонавшей под кнутом царской Рос­сии, на примере Италии и Венгрии, Китая и Индии .Маркс и Энгельс дали классические образцы последовательно – революционного интернационализма.Маркс говорил, что не может быть свободен народ, угнетающий дру­гие народы. Рассматривая национально колониальный во­прос как подчиненный интересам пролетарской револю­ции, Маркс и Энгельс придавали огромное значение национально - революционному движению. Они беспощадно боролись против национализма и шовинизма в рядах рабо­чего класса, против непонимания пролетариатом велико­державных наций его социалистических обязанностей по отношению к угнетённым народам.

9.Маркс и Энгельс гениально предвидели путь разви­тия от капитализма к коммунизму. «Вся теория Марк­са,—писал Ленин,—есть применение теории развития— в её наиболее последовательной, полной, продуманной и богатой содержанием форме—к современному капита­лизму. Естественно, что для Маркса встал вопрос о приме­нении этой теории и к предстоящему краху, краху капи­тализма и к будущему развитию будущего коммунизма» [16].

Маркс наметил основные фазы этого «будущего разви­тия». В первой фазе коммунистического общества, назы­ваемой обычно социализмом, господствует принцип: за равное количество труда —равное количество продук­тов. «Мы имеем здесь дело,—писал Маркс,—не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что вы­ходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравствен­ном и умственном, носит ещё отпечаток старого общества, из недр которого оно вышло» [17]. Маркс не сомневался, что в этот период пролетарская диктатура должна будет вести решительную и беспощадную борьбу с остатками эксплоататорских классов. Маркс и Энгельс неоднократно писали о том, что тот период будет серьезной школой для самого победившего класса. «Революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свер­гающий класс только в революции может избавиться от всей старой мерзости и стать способным создать новое общество» (Маркс и Энгельс) [18].

10.«На высшей фазе коммунистического общества,—говорил Маркс,—после того, как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчез­нет вместе с этим противоположность умственного и физи­ческого труда; когда труд перестанет быть только сред­ством для жизни, а станет сам первой потребностью жиз­ни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники об­щественного богатства польются полным потоком,— лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени: «.Каждый по способностям, каждому по потребностям»[19].Но эта высшая фаза коммунизма достижима лишь после того, как будет окончательно преодолено сопротивление «тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных «хра­нителей традиций» капитализма...» [20]. «Необходимость со­блюдать несложные, основные правила всякого челове­ческого общежития очень скоро станет привычкой. И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы (коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с те к полному отмиранию государства» (Ленин) [21].

11.Учение о диктатуре пролетариата, о переходе от капитализма к коммунизму, составляет революционную сущность марксизма. Именно поэтому ренегаты марксизма избрали это учение главным предметом своей фальси­фикаторской деятельности. Стремясь изобразить Маркса буржуазным либералом, они заявили, что самый термин «диктатура пролетариата» является у Маркса «случайным словцом» (Каутский). В борьбе с ренегатами и фальси­фикаторами, Ленин развил марксово учение о проле­тарской диктатуре и поднял его на высшую ступень. Под руководством Ленина и Сталина большевистская партия претворила это учение в жизнь.

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА -
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

12.Диалектический материализм является философской основой марксизма. Диалектический материализм - философия революционного пролетариата, острое оружие в борьбе за диктатуру рабочего класса, за построение ком­мунизма.

Начиная с 1844—1845 гг., Маркс и Энгельс самым реши­тельным образом отстаивали материализм, ведя непри­миримую борьбу против идеализма и всяких уступок ему (Бауэр, Штирнер, Прудон, Лассаль, Дюринг и др.). Обнажив классовую сущность буржуазных философских систем, Маркс доказал, что идеализм всегда связан так или иначе с религией. Материализм Маркса есть воин­ствующий атеизм. Марксизм вооружает пролетариат и его борьбе против религии, вскрывая исторические условия возникновения религии, её классовые корни и социально-экономические предпосылки её уничтожения. Все современные религии марксизм рассматривает как оружие в руках эксплоататорских классов. «Религия—опиум для народа» (Маркс)[22].

13.Маркс преодолел основные недостатки старого материализма (французский материализм XVIII века, философия Фейербаха),его механистичность, неисторичность, абстрактность, созерцательность; он обогатил материализм диалектикой - величайшим приобретением немецкой классической философии. Но Маркс не просто перенял у Гегеля диалектику, а коренным образом переработал её, «поставил её с головы па ноги» (Энгельс).[23]. Диалектика Гегеля- идеалистическая диалектика; марксова диалектика есть материалистическая диалектика.

Материалистическая диалектика—решающее в мар­ксизме. «Применение материалистической диалектики к пе­реработке всей политической экономии, с основания её,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,—вот что более всего интере­сует Маркса и Энгельса, вот в чём они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чём их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Ленин)[24].

Диалектикасамое всестороннее, самое содержа­тельное, самое глубокое учение о развитии. Диалекти­ческое понимание развития коренным образом отлично от вульгарной идеи эволюции. По Марксу, развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их на более высокой базе («отрицание отрицания»); оно идет через «перерывы постепенности», превращение коли­чества в качество; развитие противоречиво, скачкообразно, революционно.

Материалистическая диалектика «в положительное по­нимание существующего включает в то же время пони­мание его отрицания, его необходимой гибели; каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с е` преходящей стороны, так как она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» (Маркс)[25].

14. Маркс последовательно распространил материа­лизм на область общественных явлений. Маркс доказал, что реальной основой общества является его экономи­ческая структура. «Способ производства материальной жизни,—писал Маркс,—обусловливает социальный, политический и ду­ховный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[26]. «С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»[27]. Однако, как показал Маркс, общественное сознание отстает от общественного бытия («сова Минервы вылетает ночью»). Пережитки старого общества в сознании людей не исчезают автома­тически вместе с уничтожением старого общественного строя. Эти пережитки становятся силой сопротивления новому обществу и могут быть преодолены только в упорной борьбе.

Абстрактным буржуазным учениям об «обществе во­обще» Маркс противопоставил науку об исторически - конкретных общественно-экономических формациях, их воз­никновении, развитии и гибели. Борьба классов, дости­гающая высшей ступени в революции, является, по Марксу, движущей силой всей человеческой истории после рас­пада первобытной общины. Исторический материализмМаркса вскрыл все противоречия, все формы антагонизма и эксплоатации в капиталистическом обществе; он доказал преходящий характер капитализма и неизбежность со­циалистической революции.

15.Диалектический материализм Маркса неразрывно сочетает в себе строгую научность с пролетарской ре­волюционностью. Маркс и Энгельс от начала и до конца были классовыми, и значит—партийнымив философии. Социал-демократия, изменив пролетарской революции, отбросила диалектический материализм. Став главной социальной опорой буржуазии, она является также и пе­редовым отрядом воинствующего антимарксизма. Социал- демократия объявляет философию марксизма «устарев­шей», заменяет её отбросами реакционных идеалистиче­ских систем (неокантианство, махизм, неогегельянство и др.). Социал-демократы всячески выхолащивают и фаль­сифицируют революционную диалектику Маркса, заменяя её вульгарным эволюционизмом, механицизмом и софи­стикой. В борьбе против идеализма и поповщины, против механистического материализма, в борьбе на два фронта с философским ревизионизмом всех мастей Ленин поднял на новую ступень диалектический материализм Маркса. Материалистическая диалектика Маркса и Ленина является острейшим оружием ВКП(б) и Коминтерна в борьбе за пролетарскую диктатуру, за социализм.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСА

16.Экономическое учение Маркса является «наиболее глубоким, всесторонним и детальным подтверждением и применением теории Маркса» (Ленин)[28]. Главный труд жизни Маркса — его гениальное произведение «Капи­тал». «С тех пор, как на земле существуют капита­листы и рабочие,—писал Энгельс,—не было ещё ни одной книги, которая имела бы такое значение для рабочих.

Маркс вскрыл сущность капитализма, как исторически преходящей общественной формы, открыл закон движениякапитализма, закон его возникновения, развития и гибели. Маркс указал пролетариату его историческую миссию— уничтожение капиталистической эксплоатации и всякой зксплоатации вообще.

Маркс открыл основной закон товарно-капиталистического производства—закон стоимости. В «Капитале» Маркс начал свой анализ капитализма с его простейшей «клеточки»—товара. Маркс доказал, что все противоречия капитализма в зародышевой форме заключены уже в этой простейшей «клеточке» буржуазного общества. В даль­нейшем изложении Маркс показал развитие этих про­тиворечий и развитие капитализма в целом. Марксова теория стоимости раскрыла тайну товарного фетишизма, «мистицизм товарного мира», скрывающий действитель­ные отношения между людьми в капиталистическом об­ществе.

17.Краеугольным камнем экономической теории Маркса является учение о прибавочной стоимости. Учение о прибавочной стоимости и её формах (относительной и абсолютной) вскрывает природу капиталистической эксплоатации. Оно показывает всю глубину противоречия между рабочим классом и буржуазией, основного про­тиворечия буржуазного строя, которое, неизбежно об­остряясь, ведёт этот строй к гибели и к замене его социа­листическим строем.

Открыв всеобщий закон капиталистического накопления, Маркс показал, как накопление капитала ведёт к тому, что на одном полюсе сосредоточивается всё большее бо­гатство, а на другом—всё большая нищета; как все методы повышения общественной производительной силы труда при капитализме направляются против пролетариата, превращают всё время рабочего в рабочее время, бро­сают его жену и детей под колесницу капитала; как воз­никает неизбежный спутник капитализма—резервная армия труда; как происходит неизбежное в условиях капита­лизма абсолютное обнищание пролетариата.

Марксов анализ накопления капитала показал неизбеж­ность концентрации и централизации капитала, неиз­бежность размывания промежуточных групп—мелких са­мостоятельных производителей, неизбежность углубления пропасти между буржуазией и пролетариатом. Вскрыв сущность земельной ренты (абсолютной и дифференциальной) и своеобразие процесса развития капитализма в земледелии, Маркс доказал, что при капитализме «эксплоатация крестьян отличается от эксплоатации промы­шленного пролетариата лишь по форме», что капитали­стический способ производства несовместим с подлинно-рациональной рациональной обработкой земли, что отставание сель­ского хозяйства и углубление противоречия между го­родом и деревней является неизбежным спутником капи­тализма.

18.Маркс впервые дал анализ воспроизводстваобще­ственного капитала, взятого в целом. Маркс доказал не­избежность периодических кризисов при капитализме и показал, что кризисы коренятся в самой системе капи­тализма, что в основе кризисов лежит противоречие ме­жду общественным характером производства и частно­капиталистической формой присвоения. Это противоречие проявляется в анархии производства, особенно ярко вы­ступающей во время кризиса. Кризисы представляют со­бой «реальное соединение и насильственное выравнива­ние всех противоречий буржуазной экономики» (Маркс) [30]. Кризисы ярко свидетельствуют о том, что «буржуазные отношения оказываются слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство» [31].

Весь исторический ход развития капитализма вплоть до современного, грандиозного по масштабу и размаху кризиса, который развертывается на базе всеобщего кри­зиса капитализма, полностью подтвердил пророческие слова Маркса об исторической тенденции капиталисти­ческого накопления: «Наряду с постоянным уменьшением числа магнатов капитала... растёт масса нищеты, гнета, порабощения, вырождения и эксплоатации, но вместе с тем растёт и возмущение рабочего класса, непрерывно увеличивающегося, вышколенного, объединённого и орга­низованного самым механизмом капиталистического про­цесса производства. Монополия капитала становится око­вами того способа производства, который вместе с ней и благодаря ей достиг расцвета. Централизация средств производства и обобществление труда достигают уровня, при котором они становятся несовместимыми с их ка­питалистической оболочкой. Последняя разрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют» [32].

19.В нашу эпоху, эпоху загнивающего и умирающего капитализма, час капиталистической собственности пробил; экспроприаторы уже экспроприированы на одной шестой части земного шара. Капитализм, выполнив свою историческую миссию, превратился в оковы для даль­нейшего развития. Банкротство капитализма выступает особенно ярко в свете величайших успехов социалистиче­ского строительства в СССР, наглядно демонстрирующих преимущества социалистической плановой системы хозяй­ства перед анархией капиталистического производства.

Банкротство капитализма не в силах замолчать теперь даже сами апологеты капитала, в том числе социал-демо­краты, твердящие на все лады о необходимости «соче­тать» плановость с капитализмом. Нет такого звена в марксовом экономическом учении, которое социал-демо­краты не пытались бы объявить «устаревшим», извратить и опошлить во имя защиты капитализма.

Попытки II Ин­тернационала «опровергнуть» учение Маркса о неизбеж­ной гибели буржуазного общества находят своё увен­чание в предательской теории- «организованного капита­лизма» и врастания в социалистическое общество через госкапитализм.

В борьбе с прямыми и скрытыми апологетами капита­лизма Ленин развил экономическую теорию Маркса и обогатил её учением об империализме, как высшей и последней стадии капитализма. Экономическая теория Маркса и Ленина является незыблемой научной основой стратегии и тактики пролетариата, свергающего владыче­ство капитала и создающего новое социалистическое об­щество.

МАРКС - ОСНОВАТЕЛЬ И ВОЖДЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

20.«Маркс был прежде всего—революционер... Его стихией была борьба» (Энгельс) {33]. Маркс не только впер­вые дал научную основу международному рабочему дви­жению, но и был его первым вождем и организатором. С 40-х годов прошлого века Маркс и Энгельс вели упорную борьбу за создание и укрепление коммунисти­ческой партии—авангарда пролетариата, вооружённого революционной теорией, владеющего стратегией и так­тикой классовой борьбы

Маркс был организатором и вождём первой пролетарской партии, «Союза коммунистов».

В «Манифесте Ком­мунистической партии» (1848) Маркс и Энгельс провоз­гласили, что пролетариат не может достигнуть своего освобождения без руководства партии—«самой решитель­ной, всегда побуждающей к движению вперед части» рабочего класса, которая яснее и глубже других видит «условия, ход и общие результаты пролетарского дви­жения», которая стремится к «завоеванию пролетариатом политической власти» и к «упразднению частной соб­ственности». «Никогда ещё ни одна тактическая про­грамма,—писал в 1885г. Энгельс о «Манифесте»,—не оправдывалась в такой мере, как эта. Выдвинутая нака­нуне революции, она выдержала испытание этой рево­люции; с тех пор каждый раз, когда какая-нибудь рабочая партия отступала от неё в своей деятельности, она расплачивалась за каждое отступление. И ныне, после почти сорока лет, она служит руководящей нитью для всех решительных, сознательных рабочих партий Европы от Мадрида до Петербурга» [34].

21.В период германской революции 1848 года тактика Маркса была единственно правильной революционно-про­летарской тактикой. «Новую Рейнскую Газету», главным редактором которой был Маркс, Ленин называл «луч­шим непревзойдённым органом революционного проле­тариата» ]35].В условиях тогдашней мелкобуржуазной Гер­мании Маркс поддерживал крайнее левое крыло револю­ционной демократии, бичуя на страницах «Новой Рейн­ской Газеты» половинчатость и «парламентский кретинизм» буржуазных демократов, выступая за плебейскую рас­праву с помещиками и монархией. В то же время Маркс отстаивал особые задачи пролетариата, который не огра­ничивается буржуазной революцией, который стремится «увенчать дело революции пролетарской государствен­ной властью, сталкивая шаг за шагом с высоты вла­сти одну фракцию буржуазии за другой» (Сталин)[36]. В рядах рабочего движения 1848—1850 гг. Маркс бо­ролся на два фронта против тех, кто ограничивался эко­номическими требованиями и стоял в стороне от политического движения пролетариата (Борн) и против героев «лево»- оппортунистической фразы (фракция Виллиха и Шаппера). В период злейшей реакции 50-х годов Маркс продолжал неустанную борьбу за основы пролетарской партии.

22.Маркс был организатором и вождём I Интерна­ционала, который «заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал» (Ленин)[47]. В борьбе с сектантскими и враждебными марксизму течениями (прудонизм, баку­низм, лассальянство, трэд-юнионизм) Маркс добился ге­гемонии научного коммунизма в международном рабочем движении, направляя разные потоки этого движения в общее русло I Интернационала. Маркс и Энгельс до­стигли этого, благодаря своей гибкой тактике, своему умению бороться за массы, поднимать рабочее движение на более высокую ступень, последовательно и непри­миримо защищать свои принципы.

Самой славной страницей в истории I Интернационала была Парижская Коммуна. Маркс руководил выступле­ниями I Интернационала в защиту Коммуны, помогал Коммуне советами и указаниями; Маркс был «участникоммассовой борьбы» Коммуны (Ленин)[38].Вскрывая ошибки коммунаров, недостаточно последовательно боровшихся с буржуазией и не решавшихся разбить до конца военно-­бюрократическую машину, Маркс в то же время востор­женно писал об исторической инициативе масс, безза­ветно боровшихся за пролетарскую революцию, обогатив­ших своим опытом теорию и практику мирового про­летариата. На основе всемирно-исторического опыта Па­рижской Коммуны Маркс развил и углубил свою теорию государства. Маркс раскрыл «тайну Коммуны», доказав, что по своему существу она была диктатурой рабо­чего класса.

В начале периода 1848—1871 гг. учение Маркса было лишь одним из течений социализма. Обогащенный ги­гантским опытом эпохи I Интернационала и Коммуны, марксизм одерживает победу в международном рабо­чем движении.

23.Эпоха, наступившая с начала 70-х годов, была эпохой сравнительно мирного развития, собирания сил рабочего класса, формирования пролетарских партий в отдельных странах, подготовки к грядущим боям за пролетарскую диктатуру. В эту эпоху, как и в эпоху I Интернационала, Маркс и Энгельс продолжали руководить пролетарским движением всех важнейших капиталистических стран. «С научной точки зрения,—писал Ленин об этом руко­водстве,—мы наблюдаем здесь образчик материалисти­ческой диалектики, уменье выдвинуть на первый план и подчеркнуть различные пункты, различные стороны вопроса в применении к конкретным особенностям тех или иных политических и экономических условий» [39].В социалистических партиях англо-саксонских стран Маркс и Энгельс особенно резко бичевали сектантство, оторван­ность социалистических партий от рабочего движения. В германской социал-демократии они сильнее всего бо­ролись против оппортунистического принижения задач пролетарской партии. Маркс и Энгельс дали классические образцы борьбы на два фронта: против лассальянского оппортунизма, против реформистов и «социал-филантропов» (Гёхберг, Бернштейн, Блос и др.), с одной стороны, и против героев революционной фразы, сектантских и анархистских элементов (Мост, Гассельман), с другой. Поддерживая и направляя руководителей германской ре­волюционной социал-демократии, Бебеля и В. Либкнехта, Маркс и Энгельс не раз бичевали их оппортунистические ошибки.

24.Ближайшим сподвижником и другом Маркса был Фридрих Энгельс (1820—1895). «Имена Маркса и Эн­гельса справедливо ставятся рядом, как имена основоположников современного социализма» (Ленин) [40].

После смерти Маркса Энгельс в течение 12 лет руко­водил международным рабочим движением. Он продолжал борьбу на два фронта против реформизма (поссибилисты, Фольмар) и мелкобуржуазной революционности («моло­дые», Домела Ньювенгуйс). Уже тогда Энгельс вскрывал оппортунистические тенденции у лидеров германской со­циал-демократии. После смерти Энгельса, в эпоху импе­риализма, оппортунизм окреп и постепенно захватил гос­подство во II Интернационале. II Интернационал отошёл от марксизма. «Между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и Лениным—с другой, лежит целая полоса гос­подства оппортунизма II Интернационала» (Сталин) [41]. Борьбу Маркса и Энгельса за мировую пролетарскую пар­тию продолжил Ленин. Он создал «партию нового типа», он организовал Коммунистический Интернационал, он по­вёл рабочий класс по пути Маркса и Энгельса, к победе диктатуры пролетариата.

ЛЕНИНИЗМ—МАРКСИЗМ ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА И ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

25.На рубеже XIX и XX веков капитализм вступил в высшую стадию своего развития — империализм. «Империа­лизм доводит противоречия капитализма до последней черты, до крайних пределов, за которыми начинается ре­волюция» (Сталин)[42].

Россия была узловым пунктом противоречий империа­лизма, где интересы царизма сплетались с интересами международного капитала, той страной, где «подымалась величайшая народная революция, во главе которой стоял революционнейший в мире пролетариат, имевший в своем распоряжении такого серьезного союзника, как револю­ционное крестьянство России... Вот почему Россия стала очагом ленинизма, а вождь русских коммунистов Ле­нин—его творцом» (Сталин)[43].

Ленинизм вырос и окреп в борьбе с оппортунизмом и его разновидностью — центризмом. «Большевизм существу­ет,—писал Ленин,—как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года»[44].. Большевизм воз­ник «на самой прочной базе теории марксизма», он впитал в себя и критически переработал опыт всего международ­ного рабочего движения, всей классовой борьбы проле­тариата. Ленин восстановил революционное содержание марксизма и развил его дальше, применительно к усло­виям эпохи империализма и пролетарской революции.

26.Тов. Сталин в ряде своих работ дал классическую характеристику того нового, что внес Ленин в сокровищницу марксизма. В своей беседе с первой американ­ской рабочей делегацией т. Сталин с исключительной чет­костью сформулировал главное из того, что «дал Ленин в своих трудах, конкретизируя и развивая дальше учение Маркса применительно к новым условиям борьбы проле­тариата в период империализма» (Сталин) [4].

а) Ленин вскрыл особенности империализма, как послед­ней, монополистической стадии капитализма. «Заслуга Ле­нина и, стало быть, новое у Ленина состоит здесь в том, что он, опираясь на основные положения «Капитала», дал обоснованный марксистский анализ империализма, как последней фазы капитализма, вскрыв его язвы и условия его неизбежной гибели» (Сталин) [46]. б) Ленин восстановил, развил и разработал главное в марксизме—учение о диктатуре пролетариата. «Новое у Ленина состоит в этой области в том, что: 1) он от­крыл советскую власть, как государственную форму дик­татуры пролетариата, использовав для этого опыт Париж­ской Коммуны и русской революции; 2) он раскрыл скобки в формуле диктатуры пролетариата под углом зрения проблемы о союзниках пролетариата, определив диктатуру пролетариата, как особую форму классового союза про­летариата, являющегося руководителем, с эксплоатируемыми массами непролетарских классов (крестьянства и пр.), являющимися руководимыми; 3) он подчеркнул с особой силой тот факт, что диктатура пролетариата являет­ся высшим типом демократии при классовом обществе, формой пролетарской демократии, выражающей интересы большинства (эксплоатируемых),— в противовес демокра­тии капиталистической, выражающей интересы мень­шинства (эксплоататоров)» (Сталин)[47]. в) Ленин разработал вопрос о формах и способах социалистического строительства в период диктатуры пролетариата. На основе закона неравномерного разви­тия капитализма Ленин доказал возможность построения полного социалистического общества в одной отдельно взятой стране, окруженной империалистическими государ­ствами. Ленин наметил пути экономической политики, по которым пролетариат, сомкнув социалистическую индустрию с сельским хозяйством, ведёт страну к социализму. Ленин «наметил конкретные пути постепенного подвода и вовлечения основных масс крестьянства в русло социали­стического строительства через кооперацию, представляю­щую в руках пролетарской диктатуры величайшее сред­ство переделки мелкого крестьянского хозяйства и пере­воспитания основных масс крестьянства в духе социа­лизма» (Сталин)[48]. г) Ленин развил гениальные мысли Маркса и Энгельса о гегемонии пролетариата. «Новое у Ленина состоит здесь в том, что он развил дальше и развернул эти наброски в стройную систему гегемонии пролетариата, в стройную систему руководства пролетариата трудящимися массами города и деревни не только в деле свержения царизма и капитализма, но и в деле социалистического строительства при диктатуре пролетариата» (Сталин) [49]. д) Ленин разработал национально-колониальный вопрос, как вопрос о резервах пролетарской революции. «Новое у Ленина в этой области состоит в том, что: 1) он собрал воедино эти идеи (идеи Маркса) в стройную систему взглядов о национально-колониальных революциях в эпоху империализма; 2) связал национально-колониальный во­прос с вопросом о свержении империализма; 3) объявил национально-колониальный вопрос составной частью об­щего вопроса о международной пролетарской революции» (Сталин)[50]. е) Ленин развил наброски Маркса и Энгельса о партии в стройное учение о партии. «Новое у Ленина в этой области состоит в том, что он развил дальше эти на­броски применительно к новым условиям борьбы проле­тариата в период империализма, показав, что: 1) партия есть высшая форма классовой организации пролетариата в сравнении с другими формами организации пролетариа­та (профсоюзы, кооперация, государственная организация), работу которых призвана она обобщать и направлять; 2) диктатура пролетариата может быть осуществлена лишь через партию, как её направляющую силу; 3) диктатура пролетариата может быть полной лишь в том случае, если ею руководит одна партия, партия коммунистов, которая не делит и не должна делить руководство с дру­гими партиями;4) без железной дисциплины в партии не могут быть осуществлены задачи диктатуры пролета­риата по подавлению эксплоататоров и перестройке клас­сового общества в общество социалистическое» (Сталин)[51].

27.«Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина, и всесторонней критики антиматериалистических течений среди марксистов. Эн­гельс говорит, что «материализму приходится принимать новый вид с каждым новым великим открытием». Из­вестно, что эту задачу выполнил для своего времени не кто иной, как Ленин» (Сталин)[52].

Лениным были глубоко разработаны все важнейшие категории материалистической диалектики. Центральное место в философских работах Ленина занимает разработка учения о борьбе противоположностей, как движущем принципе развития, как «ядре диалектики».Разработкой марксистского учения о социально-эконо­мических формациях, о революции, о государстве, о дик­татуре пролетариата, о переходе от капитализма к комму­низму Ленин поднял на новую ступень исторический ма­териализм. Во всех областях теории Ленин последова­тельно и непримиримо проводил принцип партийности.

Ленин разработал все стороны революционной теории Маркса, подняв её на высшую ступень.

28.Теорию марксизма-ленинизма конкретизирует и раз­вивает соратник и ученик Ленина, лучший продолжатель его дела—Сталин.

Сталин развил марксистско-ленинское учение о проле­тарской диктатуре, разработал вопрос о формах классовой борьбы пролетариата на различных этапах социалисти­ческого строительства, о путях уничтожения капитали­стических элементов и классов вообще. Сталин конкрети­зировал марксистско-ленинское учение о переходном пе­риоде от капитализма к коммунизму. Сталин развил уче­ние Ленина о возможности построения социализма в нашей стране. Сталин развернул на этой основе генеральный план наступления социализма по всему фронту, конкретизировал методы, формы и пути построения бесклассового социалистического общества.

Сталин развил ленинское учение об индустриализации, как условии победы социализма в нашей стране. Сталин внёс ценнейший вклад в марксистско-ленинскую теорию, разработав вопрос о конкретных путях социалистической переделки крестьянства под руководством пролетариата, вопрос о производственной смычке, условиях и методах коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кула­чества как класса на основе сплошной коллективизации.

Сталин развил марксистско-ленинскую теорию в нацио­нально-колониальном вопросе, как часть общего вопроса о международной революции.

Сталин развил учение Ленина о партии и её роли в си­стеме пролетарской диктатуры, блестяще разработал стра­тегию и тактику пролетарской партии. Сталин развил ле­нинский анализ социальных и идейных корней оппорту­низма, вскрыв особенности его проявлений на различных этапах классовой борьбы.

На основе ленинского учения об империализме Сталин дал чёткий анализ борьбы, двух систем в условиях все­общего кризиса капитализма и нарастающей международ­ной пролетарской революции.

С ленинской твердостью и непримиримостью Сталин ру­ководит борьбой на два фронта против всяческих проявле­ний оппортунизма внутри партии и Коминтерна, против троцкизма, ставшего потом контрреволюционным, и про­тив правого оппортунизма, порождения контрреволюцион­ного кулацкого сопротивления победоносному пролета­риату. Как теоретик и вождь партии и Коминтерна, Сталин даёт всей своей деятельностью блестящие образцы соеди­нения революционной теории и практики и обогащает ре­волюционный метод марксизма - ленинизма—материалисти­ческую диалектику. Имя Сталина стоит в ряду великих имён теоретиков и вождей мирового пролетариата—Маркса,Энгельса иЛенина.

СССР-ТРИУМФ МАРКСИЗМА –ЛЕНИНИЗМА

29. Октябрьская революция в России открыла новую эпоху в мировой истории. Великий лозунг Маркса-диктатура пролетариата –претворёна в СССР.История народов знает не мало революций. Они отличаются от Октябрьской революции тем, что все они были однобокими революциями. Сменялась одна форма эксплоатации трудя­щихся другой формой эксплоатации, но сама эксплоатация оставалась. Сменялись одни эксплоататоры и угнетатели другими эксплоататорами и угнетателями, но сами эксплоа­таторы и угнетатели оставались. Только Октябрьская рево­люция поставила себе целью—уничтожить всякую эксплоатацию и ликвидировать всех и всяких эксплоататоров и угнетателей» (Сталин) [53].

Диктатура пролетариата в СССР воплотила в себе великие идеи Маркса, Энгельса и Ленина. Руководимые пар­тией большевиков советы сломили сопротивление свергну­тых и экспроприированных пролетарской революцией по­мещиков и капиталистов, сплотили вокруг пролетариата широкие массы трудящихся, ликвидировали колониальную зависимость и национальное неравноправие, создали мощ­ную Красную Армию, стоящую на страже социалистиче­ской революции, и развернули победоносное социалисти­ческое наступление по всему фронту.

30.Вооруженный учением Маркса и Ленина рабочий класс СССР завершил построение экономического фундамента социалистического общества. Победа первой пятилетки в 4 года превратила ранее отсталую страну в мощную страну растущего социализма; из аграрной страны сделала её могучей индустриальной страной. Социалистические формы сельского хозяйства - совхозы и колхозы—стали господствующими формами в деревне; страна мелкого и мельчайшего крестьянского хозяйства превратилась в стра­ну крупнейшего в мире сельскохозяйственного производ­ства; кулачество окончательно и бесповоротно разгром­лено, крестьянские массы освобождены от кулацкой кабалы и экслоатации. Ликвидируются основы противоположности между городом и деревней. Создается прочная база бес­классового социалистического общества.

Развитие народного хозяйства СССР невиданными в истории темпами, вовлечение миллионов трудящихся в управление государством, окончательная ликвидация без­работицы, твердая уверенность каждого трудящегося в завтрашнем дне, новое социалистическое отношение к труду, рост благосостояния трудящегося населения города и деревни, расцвет национальных по форме, социалистических по содержанию культур, раскрепощение женщи­ны,—всё это показывает, что социализм из программного требования, которое провозгласили Маркс и Энгельс, пре­вращается в живую действительность.

Неисчерпаемая инициатива и энтузиазм миллионных масс рабочих и колхозников; правильная марксистско-ленинская политика пролетарского государства, руководимого большевистской партией; огромные преимущества плановой социалистической системы хозяйства —вот основные силы, обеспечившие историческую победу социализма в СССР.

31.СССР является оплотом мировой пролетарской революции. Победа социализма в СССР является истори­ческим подтверждением марксизма-ленинизма; она убе­ждает самые широкие массы трудящихся всего мира, что рабочий класс может не только свергнуть буржуазию, разрушить её государственную машину и установить свою диктатуру, но что он может развивать производительные силы в таком масштабе, такими темпами, которые совер­шенно недоступны капиталистическому обществу.

Тов. Сталин, подводя итоги первой пятилетки, сказал. «История показала, что пятилетка является не частным делом Советского Союза, а делом всего международного пролетариата»[54]. Борьба за вторую пятилетку, при­званную осуществить великий завет Марксапостроение бесклассового социалистического общества является решающим участком мировогопролетарского фронта.

КОМИНТЕРН- МИРОВАЯ ПАРТИЯ МАРКСИЗМА - ЛЕНИНИЗМА

32.«Следующий Интернационал,—писал Энгельс после того, как сошёл с исторической арены I Интернационал,— ...будет чисто коммунистическим»[ 55]. II Интернационал (1889—1914) не оправдал этих надежд. Было время, когда он содействовал росту марксизма вширь, когда под его фла­гом росли мощные социалистические, профессиональные, кооперативные организации рабочего класса. После смерти Энгельса в эпоху империализма, руководство II Интерна­ционалом постепенно перешло в руки оппортунистов, бур­жуазных агентов внутри рабочего движения. Мировая война обнаружила полное банкротство II Интернационала. Победа Октябрьской революции окончательно отбросила ренегатов марксизма в лагерь контрреволюционной бур­жуазии. «Октябрьская революция родилась и окрепла под флагом марксизма, под флагом идеи диктатуры пролета­риата, под флагом ленинизма, который есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Она зна­менует поэтому победу марксизма над реформизмом, по­беду ленинизма над социал-демократизмом, победу III Интернацианала над II Интернационалом» (Сталин)[56].

Партия большевиков со дня своего основания вела на международной арене непримиримую борьбу против оп­портунизма и центризма. После победы Октябрьской ре­волюции во всех главных капиталистических странах скла­дываются коммунистические партии. В 1919г. под руко­водством Ленина основан Третий Коммунистический Интернационал, призванный довести дело Маркса до окончательной победы во всем мире. «Большевизм создалидейные и тактические основы III Интернационала, дей­ствительно пролетарского и коммунистического, учитываю­щего и завоевания мирной эпохи, и опыт начавшейся эпохи революций»[57].. «Всемирно-историческое значение III Коммунистического Интернационала состоит в том, что он начал претворять в жизнь величайший лозунг Мар­кса, лозунг, подведший итог вековому развитию социа­лизма и рабочего движения, лозунг, который выражается понятием: диктатура пролетариата (Ленин)[58].

Коминтерн вёл и ведёт неослабную и непримиримую борьбу за подлинный марксизм, за большевизацию своих секций, борьбу на два фронта против правых и «левых» извращений марксизма-ленинизма. Коминтерн вооружил рабочих всего мира марксистско-ленинской программой,которая «научно формулирует коренные проблемы ком­мунистического движения, намечает основные пути раз­решения этих проблем и создает, таким образом, для секций Коминтерна ту ясность целей и средств,без которой невозможно уверенное движение вперед» (Сталин) [59].

33. Первая волна пролетарских восстаний и революции только в России увенчалась победой рабочего класса. Чудовищная измена II Интернационала отсрочила гибель буржуазии. Наступил период частичной стабилизации ка­питализма.

Социал-демократы на все лады возвещали новую «эру» буржуазного процветания. Они обманывали пролетариат легендой об «организованном капитализме». Прав ока­зался Сталин, правы оказались коммунисты, которые в свете учения Маркса и Ленина предсказали близкий конец капиталистической стабилизации, продолжая энергично го­товить массы к неизбежному новому туру революций и войн. Теперь мы стоим в преддверии этих боев. Ка­питалистической стабилизации пришел конец. Капитализм не находит выхода из тисков всеобщего кризиса. На­растает новый революционный подъем. Чем глубже и шире кризис капитализма, тем сильнее звучит во всем мире имя Маркса, гениально предсказавшего гибель ка­питализма и торжество коммунистической революции.

Вот почему буржуазия и ее социал-демократическая агентура во всех странах объявили войну не на жизнь, а на смерть революционному марксизму. Рост фашизма— ответ буржуазии на развитие и укрепление компартий. Этот рост отражает бессилие буржуазии, неспособной прежними путями удерживать свое господство. Под ло­зунгом борьбы против марксизма-ленинизма фашизм лихо­радочно мобилизует свои банды во всех странах Европы и Америки. Во имя уничтожения СССР, осуществляю­щего великие заветы Маркса, готовят империалисты всех стран новую интервенцию против первой страны проле­тарской диктатуры.

Самую гнусную роль в этой борьбе против марксизма играет социал-демократия. Маркс и Энгельс предсказали превращение реформизма в полицейский социализм. Маркс и Энгельс предвидели, что в момент революции именно под знаменем демократии сплотятся злейшие враги про­летариата, что в этот момент «крайняя буржуазная пар­тия», прикрываясь болтовней о демократии, «окажется на известное время последним якорем спасения для всего буржуазного и даже феодального хозяйства» (Энгельс)[60].Таким якорем спасения капиталистов и выступает современный II Интернационал, Интернационал ренегатов марксизма, главная социальная опора буржуазной дикта­туры. Но имя Маркса пользуется гигантским авторитетом в массах рабочих, в том числе и в массах социал-демократи­ческих рабочих. Вот почему ренегаты всех оттенков, Каут­ские, Брандлеры, Троцкие и К0 продолжают именовать себя «марксистами», вот почему они извращают учение Маркса, чтобы скрыть от рабочих свою измену делу пролетариата.

34.Нет ни одной страны в мире, где коммунисты не вели бы героической борьбы за дело Маркса. Привлекая в ряды революционного единого фронта всех рабочих и трудя­щихся; упорно добиваясь завоевания большинства рабо­чего класса на сторону пролетарской революции; моби­лизуя массы против подготовки новых империалистиче­ских войн и интервенций; беспощадно разоблачая пре­дателей и ренегатов; поднимая рабочих от частичных требований к борьбе за общие и коренные интересы пролетариата — коммунисты, и только коммунисты, явля­ются последовательными борцами за дело Маркса, дело пролетарской диктатуры.. Единственным наследником Маркса, непоколебимо вер­ным славным традициям I Интернационала, является Ком­мунистический Интернационал.

Марксизм-ленинизм стал решающим фактором в мировой истории. Знамя Маркса развевается над пролетарскими кварталами европейских столиц, над пылающими горо­дами и селами Китая. Это знамя высоко держат европей­ские и, прежде всего, германские рабочие, ведущие ге­роическую борьбу против фашизма и стоящие на пороге решительных боев. Стачки во всех странах мира, голод­ные походы безработных, восстания во флотах Англии и Голландии, упорная борьба испанских рабочих и кре­стьян, движение миллионов угнетенных Китая, Индии, Индо-Китая, Индонезии,—все это приближает новые по­беды пролетарской революции, новые триумфы марк­сизма.

* * *

35. 50-летие со дня смерти Маркса рабочие и кол­хозники СССР отмечают новым подъемом ударноготруда на фабриках, заводах, социалистических полях, новыми по­бедами на фронте второй пятилетки, фронте борьбы за бесклассовое социалистическое общество. Это 50-летие Коминтерн отмечает новой мобилизацией сил для борьбы против фашизма и социал-демократизма, за единство ре­волюционных рабочих, за мировую пролетарскую рево­люцию. Каждому сознательному пролетарию в капита­листических странах, каждому труженику Запада и Вос­тока, каждому рабочему и колхознику СССР должно быть ясно, что знамя, под которым борются большевики всего мира,—это и есть старое боевое знамя Маркса.

В день 50-летия со дня смерти великого учителя и вождя—мы должны поднять и развернуть шире это слав­ное знамя, знамя Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина, знамя диктатуры пролетариата, знамя коммунистиче­ской революции.

Ссылки и примечания

1.Ленин. Соч., т. XV!, стр. 332.

2.Сталин.Вопросы ленинизма.Изд.9, стр.6

3.Ленин.Соч.,т.XVI, стр, 349, 4.Маркс, Критика Готской программы, 1932, стр.43

5.Маркс.Письмо Вейдемейеру от 5 марта 1852г. ( См. Маркс и Энгельс. Письма. под ред. Адоратского, стр.68) .6. Маркс. «Бакунин: Государственность и анархия» (См. Летописи марксизма, вып.II.стр.93)

7. Сталин. Вопросы ленинизма.Изд.9-е, стр.265

8.Маркс иЭнгельс, Соч.,т.VIII,стр.483

9.Маркс и Энгельс, Соч.,т.XXI, стр. 249

10.Маркс и Энгельс, Соч., т.XXI, стр.239

11. Маркс и Энгельс. Соч., т.VIII,стр.409

12.Маркс и Энгельс. Соч., VIII, стр.409

13. Маркс. «Бакунин: Государственность и анархия». (См. Летописи марксизма. Вып. II, стр. 93).

14. Энгельс. Письмо Бебелю от 20 января 1886 г. (См. Архив Маркса и Энгельса, т. 1 (VI), стр. 329).

15.Энгельс. Письмо Бебелю от 20 января 1886 г. (См. Архив Маркса и Энгельса, т. I (VI), стр. 328).

16.Ленин.Соч.,т.ХХI . стр.427-428

17.Маркс.Критика Готской программы. 1932, стр.28

18.Марск и Энгельс. Соч.,т.IV, стр.60

19. Маркс. Критика Готской программы. 1932, стр.28

20.Ленин. Соч.,т XXI.стр.441

21. Ленин. Соч.,т XXI. стр.441

22. Маркс и Энгельс. Соч., т.1. стр.399

23.Энгельс. Людвиг Фейербах.1932. стр.41

24. Ленин. Соч.,т.XVII. стр.30

25.Маркс. Капитал.т.1.1931, стр. XXIII.

26. Маркс.К критике политической экономики.1933,стр.42

27. Маркс.К критике политической экономики.1933,стр.43

28. Ленин. Соч., т. XVIII, стр. 15.

29.Энгельс. О «Капитале» Маркса. 1933, стр. 1.

30.Маркс.Теории прибавочной стоимости, т. ч.2. 1932, стр.186

31.Мракс и Энгельс. Манифест коммунистической паритти,1933, стр.21

32. Маркс. Капитал.т.1.1932, стр. 613

33.Энгельс. Речь на могиле Маркса. (См, «14 марта 1883 г.». 1933, стр. 8)

34.Энгельс. Маркс и «Новая Рейнская Газета»,1933.стр.22

35.Ленин. Соч.,т.XVIII, стр. 35

36. Сталин. Вопросы ленинизма.Изд.9-е,стр.26

37.Ленин. Соч., т. XXIV, стр. 247

38 .Ленин. Соч., т. X, стр. 365

39.Ленин.т. XI, стр.166

40.Ленин. Соч.,т XVII, стр.34

41. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 9-е, стр. 11.

42. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 9-е, стр. 7.

43.Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 9-е, стр. 9—10.

44.Ленин. Соч.,т. XXV, стр. 175—176.

45. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд.9-е, стр.267

46. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд.9-е, стр.264

47. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд.9-е, стр.264

48. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд.9-е, стр.265

49. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд.9-е, стр.265

50. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд.9-е, стр.2651

51.Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 9-е, стр. 266—267

52.Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 9-е, стр. 17.

53. Сталин.Речь на первом Всесоюзном съезде колхозников-ударников(см. «Правда», №53,

23 февраля 1933г. 54.Сталин. Итоги первой пятилетки. 1933, стр. 3

55.Энгельс. Письмо Зорге от 12 (и 17) сентябре 1874_г. (См. Маркс и Энгельс. Письма. Под.ред. . . Адоратского, стр. 273.)

56.Сталин. Об Октябрьской революции, J933, стр,184

57.Ленин. Соч., т. XXIII, стр. 385

58. Ленин, Соч., г, XXIV, стр, 248

59 Сталин. Вопросы ленинизма, Изд. 9-е, стр. 337

60.Энгельс. Письмо Бебелю от 11 декабря 1884г. (См. Архив Маркса и Энгельса, т, I (VI), стр, 291.)


ИНСТИТУТ МАРКСА-ЭНГЕЛЬСА-ЛЕНИНА при ЦК ВКП(б).

Рекомендуем
Популярное
наверх