Полицейской системе Москвы -правильное делопроизводство
В функционировании столичной полицейской системы много очевидных недостатков, досадных упущений и прямых сбоев. О некоторых из них автор данной статьи упоминал в своей публикации «Московская полиция не догоняет» ( См.
этот же сайт страница от 27.04.2016г.). В текущем материале и в соответствии с его основной темой затронуты запущенные вопросы ведомственного документооборота в части работы с обращениями граждан. Содержание нижеследующего текста и выводы из него основаны на перепетиях выяснения в подразделениях полиции Москвы фактов издания и продажи контрафактной книги «Фискал».Общая схема движения заявления частного лица такова: ГУ МВД г.Москвы ---- УВД по району Москвы------ОМВД территории УВД. Есть вариант: ГУ МВД г.Москвы ---- УВД по району (1)---- УВД по району(2)….----- ОМВД территории(2) и иные модификации. Практика показывает , что на каждой «переходной» стадии документооборота возникают временЫе сбои, а так же глухие заторы (порой и горы) служебных материалов по рассмотрению обращений граждан. Чаще всего эти негативные явления обусловлены сложившейся в органах московской полиции моделью делопроизводства,ныне находящейся в критическом состоянии. Поясним, что имеется в виду.
1.Электронный приём обращений граждан чрезмерно централизован и избыточно регламентирован. Направить заявление в форме электронного письма в то или иное территориальное УВД города гражданин («физическое лицо») может только на едином онлайн- сайте ГУ МВД Москвы «Сервис приема обращений».
При большом потоке таких обращений ( тысячи в сутки) порой «сервис» зависает. При том администраторы сайта намерено устраивают отказы в приёме письменных документов и делают это циничным способом. Чтобы не допустить обращение заявителя в систему они многократно меняют его проверочный код его, от чего заявитель приходит в состояние ступора.Далее, если заявителю удалось прорваться в систему, то пределах трёх дней на сайте «Сервиса» появляется подтверждение о регистрации его обращения в системе документооборота ГУ.Затем, может пройти 5-7 дней, когда из ГУ заявление оправят в нужное заявителю УВД. Обычно это делается через подразделение фельдсвязи при комендантской части ГУ. Однако, удостовериться поступил ли документ в нужное УВД, можно только связавшись по телефону с канцелярией или учётной группой данного УВД. Прямых (открытых) сведений о телефонах этих внутренних служб нет, их приходится узнавать в дежурной части того же УВД, и уж потом пытаться дозвониться до названных первохранителей искомой информации. Заявителю повезёт, если его обращение в нужное УВД привёз фельдъегерь комендантской части ГУ.В таком случае заявителю сообщат № КУСП ( порядковый номер записи обращения в Книге учёта событий и происшествий). По этому шифру сотрудник канцелярии или учётной группы найдёт: когда и в какой отдел (или какому должностному лицу) данного УВД направлено для рассмотрения обращение заявителя. Но, в любом случае в самом УВД на процедуру регистрации поступивших из ГУ материалов заявителя (обращение и приложение к нему) уйдёт до 3-х суток.Итак, выходит, что начальный этап их документооборота занимает не менее 6-8 рабочих дней. Забегая вперёд отметим, аналогичные делопроизводственные процедуры совершаются при последующем, в силу необходимости, направлении УВД обращения заявителя на рассмотрении в ОМД своего района. Значит, на ранее исчисленный срок документооборота надо «набросить» ещё 3-5 дней.
Понятно, такой регламент документооборота в органах полиции был введен с учётом специфики правоохранительной деятельности (закрытость служебной информации) и в целях централизованного учёта и контроля массового потока обращений заявителей. Тем не менее, установленный порядок такой работы необходимо упростить, не откладывая дело в долгий ящик. Здесь есть два направления. Первое- заявитель должен иметь возможность обращение в форме электронного документа отправлять непосредственно в любое УВД Москвы. Разумеется, IT- специалистам Главка придётся пораскинуть мозгами, чтобы не при таком документообороте обращений граждан не утратить качества оперативно- следственной работы органов полиции и информационную защищённость заявителей. Второе- надо существенно дооснастить все подразделения полиции города современными техническими средствами связи для внутиведомственной служебной переписки. При этом, вряд ли всякому толковому оперу (следаку) следует иметь навыки успешного канцеляриста. Но, в штате полицейских органов должна быть группа вышколенных классных делопроизводителей.
Названные меры позволят столичной полиции в 2-2,5 раза сократить продолжительность начального этапа документооборота материалов по обращениям граждан, существенно улучшить условия труда работников, занятых управленческим делопроизодством , и значительно повысить доверие населения к действиям органов правопорядка.
2. Формализованные служебные отношения между звеньями ГУ МВД г. Москвы не упорядочены, а порой имеют стихийный характер. Это часто приводит к безответственности руководителей и ответственных должностных лиц подразделений полицейской системы за принятые решения по рассмотрению заявлений граждан.
Злободневной проблемой является неконтролируемая внутриведомственная переадресовка материалов проверки обращений заявителей. Она приводит к тому, что при каждой последующей передаче таких документов из одного УВД в другое УВД происходит кратное наслоение 30-дневного предельного срока рассмотрения обращения гражданина, предусмотренного законом для каждой государственной инстанции.
Обычный москвич-заявитель стремится направить письменное обращение непосредственно высшему руководителю столичной полиции. Причин тому несколько. Во многих случаях поднятый заявителем вопрос (проблема) является многоаспектным и выходит за рамки деятельности УВД одного городского округа (района).В такой ситуации заявителю трудно самоопределиться.Также, реальная практика в сфере полицейской деятельности свидетельствует, что главному начальнику силового ведомства(главка, большой организации) виднее в какое подразделение и кому ответственному должностному лицу персонально направить конкретное заявление для рассмотрение и принятия решения. Кроме того, так сложилось в повседневности, прямое письменное обращение в то или иное территориальное УВД, на месте чаще воспринимается с прохладцей и считается обузой, по сравнению с документами, поступившими из Главка.
Так или иначе, руководству ГУ МВД Москвы приходится «расписывать» в день десятки поручений окружным УВД на рассмотрение обращений граждан по принципу компетентности исполнителя или по признаку подследственности ( территориальности события, указанного заявителем). Распространены случаи, когда из-за невнимательности, по халатности ответственного работника аппарата ГУ (главный специалист, начальник отдела) обращение заявителя из ГУ направляется не тому УВД, кому следовало. Тогда эти документы возвращаются в ГУ (обычно через фельдсвязь) и потом перенаправляются в адрес потребного УВД. А ведь это потерянное время в работе с обращением гражданина (от7 до 10 дней).
Нередко бывает, что руководство некоторых УВД, дабы не заниматься, по их мнению, «явным висяком» (сложным или деликатным делом), самостоятельно принимает решение о перенаправлении в другое УВД документов по рассмотрению обращения гражданина, полученных из ГУ или поданных заявителем непосредственно в свою дежурную часть. При этом заявитель уведомляется (как правило, с большой задержкой) о трафаретном мотиве такого решения: отправлено по территориальности, в рамках своей компетенции. Подобные ситуации похоже напоминают советское время, когда в городах участковые милиционеры перетаскивали обнаруженные трупы людей или тела пьяных бомжей, со своей стороны улицы на другую её сторону, подведомственную соседнему райотделу милиции. Таким макаром на «этой стороне» участковые избавлялись от лишних хлопот по выяснению этих личностей и расследованию связанных с ними обстоятельств.
3.В системе ГУ МВД России по г. Москве не отлажен внутриведомственный контроль за деятельностью окружных подразделений полиции в части выполнения распоряжений Главка по рассмотрению обращений граждан о фактах (случаях) противоправных действий.
Отчасти, такое положение создаётся из-за нарушения субординации в служебной переписке. Часто документы распорядительного содержания, направляемые УВД на исполнение, и документы, обращающиеся между территориальными подразделениями, подписываются не их руководителями, а ответственными сотрудниками невысокого полицейского чина или должностного ранга. По этой причине на местах такие документы не воспринимаются как обязательные для исполнения.
Полицейские органы Москвы пренебрежительно, порой с ревностной подозрительностью относятся к информации граждан о фактах мошенничества в конкретных сферах городской жизни. При каждом удобном случае они цинично отсылают заявителя к ст.ст. 123-125 УПК РФ, где говорится о его праве обжаловать всякое их решение в органах прокуратуры или в суде. Следует отказаться от этой унизительной практики. Часто стражи правопорядка подобной бумажной отпиской стремятся прикрыть свой непрофессионализм и служебное бездействие.
4.Самое слабое место в работе подразделений ГУ МВД Москвы с обращениями граждан - это сохраняющаяся ручная обработка операторами огромного массива служебных бумаг. В канцеляриях и группах учёта корреспонденции УВД и ОМВД операционистки - молодые девушки и женщины среднего возраста ( многие в лейтенантских погонах) просто стонут от гор мешков с входящими и исходящими служебными и иными документами. Они скапливаются искусственно. Штаты сотрудников указанных инфраструктурных служб полиции в последнее время резко сокращены. Похоже, что к обработке почтовой корреспонденции УВД вынуждены привлекать местных школьников. Порой заявители получают из органов милиции ответы в конвертах, на которых адрес и личные реквизиты получателя написаны неустоявшимся почерком пяти- семиклассников. Поступление и отправка служебной документации в территориальных подразделениях полиции построены нелепо: эти операции осуществляются один- два раза в неделю. Не потому ли в Москве порой заявители на свои обращения заявители получают письменные ответы через 15-20 дней после их подписания руководством УВД !?
Окончание статьи
Свежие комментарии