На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Семинария

3 подписчика

Свежие комментарии

ДРИФТЕР НА ЗАММИНИСТРА

Продолжаем предыдущую статью «Диссернет-2» (см. запись в данном блоге от 16.02.2016г.). Теперь наша дрифтерная сеть вынесла на берег крупную рыбину -  заместителя министра федерального ведомства. Более 12 лет назад он  стал доктором экономических наук. Потом, все последующие годы полученная  учёная степень держала его «на плаву» - на госслужбе, в личной жизни и в обзорах  СМИ. Обстоятельства той его давней защиты докторской диссертации познавательны. В середине января текущего года замминистра  был освобождён от должности  в связи с выходом на пенсию. Поэтому  полагаем, что  ниже  публикуемый текст не  имеет предвзятости к указанным в нём  фигурантам. Этот материал следует воспринимать как практикум по применению экспертной системы «Диссернет-2».

Диссертационный зуд

ШАТАЛОВ Сергей Дмитриевич  в 1995-1998гг. и с января  2000г. по апрель 2004г. являлся   заместителем министра финансов Российской Федерации. Он координировал деятельность министерства в области налоговой и таможенно-тарифной политики, государственного финансового контроля и аудита.

В его кадровой анкете  имелись записи, которые, вероятно, долгое время угнетали самооценку одного из руководителей Минфина России. По базовому  образованию. Шаталов  был математиком: по этой специальности в 1972г. окончил Ленинградский государственный университет. Последующие 17 лет работал    в Псковском филиале Ленинградского политехнического института (преподаватель кафедры теоретической механики-до 1978г, доцент кафедры  высшей математики-до 1990г.). В 1981г., после завершения обучения     в аспирантуре ЛПИ, там же защитил  диссертацию на степень кандидата физико-математических наук. 

С января 2000г. Сергей Шаталов  занимал пост статс-секретаря -первого заместителя Министра финансов России. И вот, вероятно, спустя  полтора-два гола, он решил упрочить  личный  публичный статус.  Для чего, как он посчитал, что нужно  обзавестись высоким научным авторитетом  в области финансов.

Поразмышляем над этим. Говорят, всякий человек грешен и слаб. Научные титулы, хоть и не дают, как прежде, прямых дивидендов, но приносят выгоды косвенные— и чиновникам, и политикам,    и бизнесменам, и другим. У  высокопоставленных чиновников считается просто неприличным не иметь учёной степени, причем непременно докторской. Когда чиновник, как таковой, рассуждает на темы экономические или политические, это его уважаемое, но все же  субъективное мнение. Если же он говорит о них, будучи кандидатом или доктором  экономических (политических, социологических) наук, то   его личная позиция  изначально воспринимается как суждение эксперта. По сути, эксперт — это  профессионал, высказывающий (обычно за деньги, и немалые) свое заключение от имени науки. Экспертные оценки порой оказывают решающее влияние на принятие общезначимых решений в области политики, экономики, социологии. Так, ведь не обязательно быть  действительным учёным, важно им слыть, казаться таковым. Но, нужна метка- знак принадлежности к  когорте научных деятелей. В наших, российских условиях  таким символом является  диплом о присуждении учёной степени. Путь  к  обладанию им известен: процедура защиты диссертации некоего литературно оформленного текста на выбранную публичную тему, созвучную данному времени.

В общем, 4 декабря 2003г. на заседании специализированного диссертационного совета Академии народного хозяйства(АНХ) при Правительстве РФ  Сергей Дмитриевич  Шаталов защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук по теме  « Методология формирования и развития налоговой системы Российской Федерации» (научная специальность 08.00.10, финансы, денежное обращение  и кредит). Согласно автореферату, эта научная работа выполнена на кафедре проблем рынка и хозяйственного механизма АНХ.

 Технология научного остепенения

Ниже излагается версия обстоятельств защиты докторской диссертации С.Д.Шаталова.  По многим признакам обретение им высокого  учёного  звания вызывает странное ощущение. Прежде всего отметим, что в силу специфики своей номенклатурно-чиновничьей деятельности  Сергей Шаталов  вряд ли  имел устойчивые связи  в  научной финансовой  среде. Поэтому, скорее всего за советами по подготовке  и защите  докторской диссертации ему пришлось обратиться к хорошим знакомым и доверенным близким друзьям. Добрые и знающие люди всегда посодействуют чем могут.  Посмотрим, насколько удачны,полезны были  их рекомендации и соучастие в данном случае.

Целью  своего  научного труда  Сергей Шаталов обозначил « обоснование стратегии налоговой  реформы в России конца ХХ- начала ХХI веков», то есть периода 1995-2005 годов. Между тем, к моменту защиты его докторской диссертации  в  Российской Федерации уже действовал Налоговый кодекс ( часть  первая - подписана президентом РФ  31.07.1998.,введена в действие с 01.01.1999г.; часть вторая – подписана президентом РФ 05.08.2000г., введены в действие: главы 21-24 с 01.01. 2001г., главы 25-28 с 01.01.2002г., главы 29-33 с 01.01.2003г.).Названные правовые акты в прямой форме  выражали  государственную налоговую политику и принципы налогового администрирования. Иначе  говоря,  налоговая система новой постсоветской России во всю  функционировала, опираясь на выработанные теоретические и методологические подходы, отвечающие условиям рыночной экономики.

Характеризуя новизну   своей научной работы  диссертант самонадеяно утверждал,  будто им  «впервые произведено теоретическое исследование комплекса проблем организации налоговых отношений на стадии перехода от постсоциалистических экономик к рынку, обоснована… стратегия российской налоговой реформы конца ХХ - начала ХХI веков». Тем не менее, ознакомление с  текстами автореферата и самой диссертации, позволяет  заключить, что Сергей Шаталов просто-напросто приватизировал массив методологических и практических наработок Рабочей группы при Минфине России по совершенствованию налогообложения. Они явились результатом обобщения  исходных научных материалов, содержательных  аналитических документов и экспертных  докладов. В  Рабочую группу входили представители аналитического управления Администрации Президента РФ, Минэкономики РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы России, комитетов  Госдумы РФ и Совета Федерации РФ по бюджету, финансам,  налогам, банкам и валютному регулированию, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, Ассоциации российских банков, Международного центра финансово-экономического развития, а также специалисты известных научно-исследовательских центров и  других организаций. Группа действовала с 1995г. по 2001г., Шаталов  выполнял обязанности  секретаря группы.

Огорчает, что в диссертационном угаре соискатель учёной степени  доктора наук  намеренно завысил счёт своих научных публикаций по защищаемой диссертации. В их общий объём  Шаталов включил около 2700 страниц (почти 140 п.л.-?!) текстов справочных комментариев (толкований) к  статьям Налогового кодекса РФ (Отпечатаны в 2002-2003гг. в типографии МЦФЭР как приложения к практическому журналу «Консультант»).

Оппоненты

Мы не ставили своей задачей дать оценку теоретического уровня и практической значимости докторской диссертации Сергея Шаталова по налоговой теме (специальность 08.00.10). Это было делом учёных, утверждённых  официальными оппонентами для процедуры защиты  его научной работы. Однако, здесь имеется загвоздка.

Из трёх докторов экономических наук-   оппозантов (по французски: vis-à-vis),   двое  имели учёные степени по другим научным специальностям ВАКа:  А.Б.Паскачев - 08.00.05 (экономика   и управление народным хозяйством) и Л.Н. Лыкова – 08.00.01 (политическая экономия). К слову, они оба являлись фигурантами  нашей предыдущей публикации. [См. на данном сайте статью «Дисернет-2» от 16.02.2016г.].

ПАСКАЧЕВУ Асламбеку Боклуевичу ко времени защиты докторской  диссертации Шаталова было    55 лет. Он занимал должность гендиректора ФГУП «Государственный НИИ развития налоговой системы» (ГНИИ РНС, Москва),  а также  являлся президентом и одновременно профессором кафедры налогового администрирования  и бухгалтерского учета  негосударственного  УВО  «Московский налоговый институт».

Однако, эти   формальные должностные статуты не раскрывают фактическую научную квалификацию дэн А.Б.Паскачева. Учёную степень доктора экономических наук  ему присвоили  в АНХ при Правительстве РФ        в апреле 1993г. за выпускную работу  на тему - «Вхождение региона  в рынок (экономические  и методологические проблемы)». Она была написана на  примере Чечено-Ингушской Республики и  в ней рассматривались вопросы использования трудового потенциала  и сырьевых минеральных ресурсов региона. Паскачев представил эту работу  в качестве отчёта о прохождении кадровой переподготовки  на кафедре проблем рынка и хозяйственного механизма Академии.  В 1997-2001гг. Асламбек Паскачев работал на руководящих административных должностях в  федеральном налоговом ведомстве - ГНС России/МНС России.     С декабря 2002г. он возглавил ГНИИ РНС. Есть основания полагать, что по случаю ставший доктором наук  по общей экономике (специальность 08.00.05) и многие  годы находившийся на  высоких постах в федеральных органах  налогового администрирования, Паскачев  вряд ли сильно продвинулся  в  освоении науки о налогообложении. В этот период он фактически не занимался научными разработками в данной области. Первой, после получения докторской степени, его самостоятельной публикацией  по налоговой тематике была предназначенная для широкого круга читателей обзорная книга «Налоговый потенциал экономики России». (М.: Изд-во «МЕЛАП», 2001.-текст 238с., приложение 162 с.). Паскачев  более был известен  как соавтор объёмного   справочного издания  « Большой толковый словарь налоговых терминов  и норм» (Составители    А. Б. Паскачев, В. А. Кашин, М. Р. Бобоев;  Под ред. Г. И. Букаева.  - М.:Гелиос АРВ, 2002.- 776с.).

К тому же заметим, что ГНИИ РНС находился в ведении Министерства по налогам и сборам РФ, которое организационно и методологически подчинялось  Минфину России. Как не крути,  гендиректор  ГНИИ  Паскачев  являлся госчиновником, хотя  не напрямую, подотчётным перед замминистра финансов Сергеем Шаталовым. Так-что, как говорят, налицо конфликт служебных интересов. Поэтому то,  что первый выступал оппонентом  докторской  диссертации второго, выглядит, по меньшей мере, предосудительно.

ЛЫКОВА Людмила Никитична  - специалист сугубо научного толка. В 1983г. она окончила экономический факультет  МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «экономист, преподаватель политической экономии». Затем училась в аспирантуре  кафедры социально-экономических проблем экономического факультета МГУ     и после здесь же  стала работать преподавателем. В 1981г. Лыковой присвоили учёную степень  кандидата экономических наук (специальность 08.00.01). В  1993г., на заседании специализированного совета Института экономики РАН,  она  в возрасте 32 лет защитила докторскую диссертацию  на тему «Бюджетно-налоговые механизмы в становлении рынка» (специальность 08.00.01). В ситуации с этой  защитой чувствуется некий подвох. Ко времени написания докторской   диссертации на такую глобальную тему не имелось достаточного  теоретического и экспериментального материала для научного исследования и обобщения указанной проблемы.

С 2000г. дэн Людмила Лыкова работала главным научным сотрудником Центра современной политической экономии Института экономики  РАН. Круг её научных интересов- исследование  финансовых аспектов политической экономии. К декабрю 2003г. в  научном активе  Лыковой имелись  две изданные книги - «Налоговая система государства федеративного типа: опыт Канады» (М. ИЭ РАН, 2002г., 14.5 п.л.), «Долговая политика регионов. Российская практика и мировые тенденции» (в соавторстве с Крыловой Н. Б. и  Чебановой  А. Б., М.: Наука, 2003г., 18.6 п.л.). Кроме того, Лыковой  был написан учебник для вузов «Налоги и налогообложение в России» (  МГУ, Каф. социально­-экономич. проблем. ­ М.: БЕК, 2001. ­366 с.).

В назначении Людмилы Лыковой оппонентом  диссертации Сергея Шаталова  заключено  противоречие. Конечно, политэконом в состоянии  составить мнение  о  научной работе  по государственным налогам,    соотнося её  содержание (анализ, выводы, рекомендации)  с  общеэкономическими принципами налогообложения  (соразмерность, справедливость, эффективность, экономичность, учёт интересов плательщиков).Порой  такая оценка дополняется философскими и идеологическими мотивировками. Однако,  за пределами научной компетенции политэконома остаётся  самое существенное –  логика формирования и механизм действия реальных налоговых систем в исторически данных условиях, методология организации налогового администрирования конкретных налогов. На эти вопросы ответ, как правило, даёт прикладная наука о налогах и налогообложении.

Итак, назначение Асламбека Паскачева, доктора наук по общей экономике,  и Людмилы Лыковой, доктора  наук  по  политэкономии, официальными оппонентами  на защите  Сергее Шаталовым диссертации на соискание учёной  степени доктора экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение    и кредит» выглядит диссонансом. Думается, аттестованные  по  иным  специализациям  экономической науки указанные  рецензенты вряд ли могли  подготовить обоснованные замечания и представить содержательные заключения по данному научному труду  соискателя. К примеру, тоже - «врачи»: гастроэнтеролог и ортопед, вряд ли что вразумительного могут сказать о мастерстве и квалификации отоларинголога, да и не станут этого делать. Тем не менее, такая ситуация, похоже, устраивала Сергея Шаталова. Похоже, он  знал  о казусных (выше указанных) «заминках» в научных биографиях Паскачева и Лыковой, а  потому вполне  полагался на их  лояльность  в  оценке своей  докторской диссертации. Есть основание полагать:  и того,  и другого, выпускающая кафедра АНХ  протокольно утвердила официальными оппонентами по научной работе Шаталова, не иначе как с подачи диссертанта.

Ведущая организация

Решающую роль в процедуре защиты всякой диссертации играет письменный отзыв(заключение) официальной (ведущей)  научной организации. По сути, без наличия такого отзыва  диссертационный совет вообще не должен проводить своё заседание. В случае отрицательного заключения по содержанию научного труда соискателя работа  диссертационного совета может зайти в тупик. Поэтому  к определению (назначению) ведущей организации выпускающая кафедра и соответствующий диссертационный совет относятся особенно тщательно. При этом, как правило,  ориентируются на лояльные вузы, НИИ, профильные ведомства.       

Для докторской диссертации Сергея Шаталова  в качестве ведущей организации Российская экономическая  академия(РЭА) имени Г.В.Плеханова  определена явно не случайно. В расчёт  были приняты веские прагматические  соображения. В  Академии  с 1992г. действовала кафедра  налоговой политики (с 2000г.- кафедра  налогов и налогообложения). Со дня создания кафедру возглавлял дэн., профессор Владимир Геннадиевич Князев. В  1999-2008гг. он же был  и проректором по научной работе академии. На указанной кафедре, начиная  с 1995г. по совместительству в должности  сначала доцента, затем профессора,  работал кэн А.П.Починок (запомнить фамилию!- ред.). В бытность  руководителем ГНС России и МНС России, он оказал  Владимиру Князеву  весомую поддержку в период организации его налоговой  кафедры.

Александр  Починок  и  Сергей Шаталов  были знакомы ещё со времени их совместной работы  в Совете Республики Верховного совета РФ (1990-1993гг.). Первый являлся председателем Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам, второй - председателем подкомиссии по налогам и одновременно секретарём Комиссии. Позднее они и также сотрудничали, когда  Починок  возглавлял ГНС России, а Шаталов занимал  должность замминистра финансов РФ. Надо полагать, в 2003г. именно Починок, в то время Министр  труда и социального развития РФ, свёл Шаталова с Князевым. И, надо думать,  Починок  же подготовил положительное заключение РЭА  им.Г.В.Плеханова на докторскую диссертацию Шаталова, которое затем подписал проректор вуза Владимир Князев. В таком  суждении не следует сомневаться. В данном случае официальной оппонирующей организацией могло быть назначено  любое  другое из известных учебно-научных учреждений страны , массово ведущих подготовку  кадров для налоговых органов (например, Финансовая академия при Правительстве России, Казанский государственный финансово-экономический институт, Саратовский государственный социально-экономический университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики ).

Представляется, столь же  незатейливо следует объяснить  выбор диссертационного совета  АНХ при Правительстве РФ  для защиты  докторской диссертации Сергея Шаталова. Как было отмечено ранее,  официальный оппонент его научного труда  дэн  Асламбек Паскачев с давнего времени, ещё с 1993г., работал (сначала в штате, потом по совместительству)  профессором кафедры  проблем  рынка и хозяйственного механизма Академии. Так - что, нет ничего удивительного, если в 2003г. Асламбек Боклуевич привёл своего действующего министерского шефа на эту кафедру.  Решением кафедры докторскую диссертацию Сергея  Шаталова утвердили и рекомендовали к защите на специализированном учёном совете АНХ.  

 Постфактум                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В марте 2004г.решением  ВАКа  Сергею Шаталову присвоено учёная степень доктора экономических наук. По этому поводу  один из сотрудников Минфина РФ сказал: «Диссертация  Сергея  Дмитриевича написана слезами и кровью российского бизнеса…Он много лет совершенно целенаправленно занимается налоговым реформированием, имеющим лишь один смысл: повышение налогов. Что не менее преступно по отношению к экономике и в целом к стране, ибо затрудняет и останавливает развитие».[http://argumenti.ru/economics/n435/334070].

После защиты докторской диссертации личные дела Сергея Шаталова, как говорится, «шли в гору». В апреле 2004г. он был утвержден на посту зам. министра финансов  РФ новым премьер-министром Михаилом Фрадковым. С июня 2004 г. стал членом Морской коллегии при Правительстве РФ. С октября 2004 г. назначен членом Правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции. В ноябре 2005г. его снова назначили статс-секретарем министерства. Тогда же Шаталова ввели в  состав Межведомственной комиссии по подготовке проекта стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ   и комплексного плана действий по её реализации. В 2007г. он был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 

Картина дня

наверх